К «монохромному» периоду в творчестве Ирины Старженецкой относится портрет «Гадаев и Франгулян». В двойном портрете объединены все приемы, характерные для этого периода: изображены знакомые художницы; их фигуры и лица написаны с долей условности, при этом портретируемые легко узнаются; фигуры переданы темными красками на темном фоне.
Общий колорит картины «Гадаев и Франгулян» создан двумя-тремя темными, почти черными цветами. Мощные, предельно насыщенные сочетания розовато-лиловых, черных и синих тонов, напряженные светотеневые градации, четко лепящие характерное лицо, выражают не только черты, всегда присущие модели, но и ее непосредственное сиюминутное эмоциональное состояние. Лазарь Тазеевич Гадаев и Георгий Вартанович Франгулян – скульпторы, близкие друзья художницы. Для портретного жанра в живописи Старженецкой характерно то, что она изображает только интересных ей людей. Другая отличительная особенность ее портретной живописи – гротеск, более или менее выраженный.
Встреча в 1974 году со скульпторами Д.М. Шаховским и А.Н. Красулиным, а вскоре и со скульптором А.Ф. Комелиным переросла в глубокую дружбу и многое преобразила в творчестве Ирины Старженецкой. Исследуя работы художницы конца семидесятых годов, можно выделить период (1976–1981), когда в пластике ее живописной манеры появились черты, условно соотносимые с пластикой скульптуры.