Серов Валентин (1865-1911)
Пётр I в Монплезире
1910–1911
Размер - 62,5 x 47,5
Материал - бумага на картоне
Техника - гуашь, акварель, графитный карандаш, белила
Инвентарный номер - Инв.5654
Поступило из собрания И.И. Трояновского, Москва.1917
Гуашь из собрания Третьяковской галереи – третий вариант композиции, задуманной Серовым еще в 1903 году. С.Р. Эрнст со слов А.Н. Бенуа писал: «В те дни [1903] Александр Бенуа, увлеченный Петром и его эпохой, производил большие изыскания в “петровском направлении” <…> Серов часто сопровождал его в этих экскурсиях – так были осмотрены многие загородные дворцы, музеи, петровские сокровища Эрмитажа (тут Серов перерисовал весь большой гардероб императора). Тогда же Бенуа открыл в Эрмитаже маску Петра – она и дала Серову мысль написать Петра в Монплезире, ранним утром, только что вставшего с кровати и смотрящего, повязывая галстук, на бурную, дождливую погоду в заливе. “Знаешь, он только что встал, не выспался, больной, лицо зеленое”, – говорил Серов, показывая Бенуа летним финляндским вечером 1903 г. первый вариант “Петра Великого в Монплезире”».
Поздний и наиболее законченный вариант из Третьяковской галереи автор дополнил любопытными деталями, о которых он поведал И.Э. Грабарю. Так, мы узнаем, что Пётр с волнением вглядывается в воду залива, приметив заморское судно – редкого и желанного гостя в то время. В правой части композиция дополнилась активным цветовым акцентом – клеткой с попугаем, также иностранцем, любимцем императора.