Гелий Коржев считал, что картина – это трибуна, с которой художник ведет диалог с обществом, поэтому содержание должно быть глубоким, а полотно – социально значимым, нужным современникам. Избрав язык реалистической живописи, Коржев вслед за Крамским, Перовым, Суриковым, Репиным всматривался в проблемы общества, поднимая нравственные вопросы и защищая демократические идеалы.
В военном и социальном цикле художник создал точный психологический портрет поколения фронтовиков, собирательный емкий образ участников Гражданской и Отечественной войн, одним из первых обратившись к болезненным темам, связанным с травмирующим опытом войны.
Выбрав сюжет похорон, живописец строит композицию лаконично, используя прямоугольный формат полотна, напоминающего по остроте кинокадр. Два ветерана, сохранивших спустя годы военную выправку, погружены в воспоминания о былом. Они занимают левую часть холста, располагаясь в основании треугольника, сообщающего композиции устойчивость. Отсекая фрагмент пространства маленькой комнаты, художник фокусирует внимание на персонажах и их отношении к событию. Заключив фигуры в тесные рамки, мастер заставляет зрителя физически ощутить эмоциональное давление, вслушаться в непрерывный поток размышлений героев, принять мысль о неизбежности конца земного пути.
Формально выстраивая пространство картины с ритмическими лакунами, Коржев успешно сочетает и уравновешивает композиционные и идейные приемы. Практически в центре полотна он помещает пустое пространство стены, чередуя плоскость и объем, добавляя динамику изображению. Этот разрыв, эта бесконечная экзистенциальная пустота отделяет вдову, закрывающую лицо характерным жестом руки, и ее грядущее одиночество от всего остального мира.
Серо-синие, зеленовато-землистые, охристые оттенки распыляются и угасают на серо-голубом фоне, а светотеневая моделировка проявляет объемы фигур первого плана. Живописец вводит единый цветовой код, где объединяющей доминантой становится цвет хаки – цвет войны, страданий и общей трагической памяти. Траурное сочетание черного и красного, самого яркого пятна на полотне, акцентирует боль утраты уходящего поколения – последних вершителей и очевидцев драматических событий войны.
Коржев размышляет о сложных и разнообразных связях между людьми, затрагивая тему боевого братства, ставшего славной традицией сначала русской, а позже и советской армии, где дружба и товарищество играют большую роль в сплочении воинского коллектива. Традиция боевого товарищества наиболее ярко проявилась и получила развитие в годы Великой Отечественной войны, где в столкновениях с врагом наши бойцы показали высокие образцы героизма, стойкости и взаимовыручки. Всегда, когда возникала опасность, каждый воин отдавал все силы, действовал самоотверженно, шел на подвиг ради достижения победы в сражении, спасения своих товарищей. О таких бойцах, о фронтовой дружбе проникновенно написал А.Т. Твардовский в своей знаменитой поэме «Василий Тёркин»:
«Свет пройди – нигде не сыщешь,
не случалось видеть мне
дружбы той святой и чище,
что бывает на войне».