Иуда
Патрон шедевра
Коржев Гелий (1925-2012)
Иуда
1985-1995
Размер - 238 x 117
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7165
Дар В.И. Некрасова. 2017
«Иуда» Коржева – образ последнего отчаяния, которому буквально физически невозможно взглянуть в глаза. Художник лишил этой возможности зрителя, как делали многие до него, изображая Иуду со спины или в профиль. Сын погибели, обреченный на предательство и запоздалое раскаяние, лишен лица, буквально – человеческого образа. Коржев часто избегает показывать лицо героев – они закрываются руками, отворачиваются – драматическому жесту, языку тела художник часто доверяет и в изображении «Матери», и в упавшем с высоты «Икаре».
Как и над многими другими картинами из библейского цикла, Коржев работал над «Иудой» долго, почти десять лет – с 1985-го по 1995-й, в годы «перестройки», крушения идеалов, разрушения страны. Время перемен, переоценки привычных ценностей дало немало поводов для размышления о предательстве и цене отступничества.
Гелий Коржев писал о земном пути евангельских героев – не в воображаемых древних мирах, а в тяжелой, узнаваемой реальности. Писал одновременно с работой над картинами из жизни современной, в которой тоже видел и предательство, и отчаяние. Цикл он назвал «Библия глазами соцреалиста», обозначив метод, который многие считали устаревшим, и вечную актуальность героев и сюжетов. Работая над циклом, Коржев не отрекался от себя – художника, выросшего в атеистическом обществе, не начинал новый путь, а подтверждал истинность прежнего. Погружаясь в глубочайшую традицию осмысления и изображения библейских героев, вступая в диалог с многочисленными предшественниками, утверждал ценности веры и верности собственным идеалам.
Эта картина – одна из самых сильных, пронзительных работ в цикле – как многие другие, в 1990-х уехала в Америку и только недавно вернулась в Россию, став важнейшим пополнением собрания Государственной Третьяковской галереи. И продолжением важной для художников и писателей XIX – начала ХХ века традиции – выводя образы за пределы канонических трактовок, представлять современность в обличье евангельских героев.