Портрет С.М. Лукомской
Патрон шедевра
Серов Валентин (1865-1911)
Портрет С.М. Лукомской
1900
Размер - 43,5 x 40,2
Материал - бумага
Техника - акварель, кисть, гуашь
Инвентарный номер - Инв.5664
Поступило из собрания З.В.Ратьковой-Рожновой. 1918
Софья Михайловна Лукомская (1871-1953) – дочь генерала от инфантерии М.И. Драгомирова, жена адъютанта штаба Киевского военного округа А.С. Лукомского.
1900-е годы – время, когда Серов получает всеобщее признание, а с ним и непрерывные заказы на портреты. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С.М. Лукомской», с котором сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной.
Портрет был заказан видным промышленником А.Н. Ратьковым-Рожновым, мужем подруги Лукомской. Превращение в модного портретиста не мешало ему быть таким же требовательным к себе. З.В. Ратькова-Рожнова вспоминала: «Во время сеансов, которые были у нас на квартире, я часто и подолгу видала Валентина Александровича. При этом произошёл следующий эпизод, характеризующий отношение Серова к искусству. После того, как портрет был вчерне готов, Валентин Александрович вдруг встал, отошел на несколько шагов, посмотрел на него, а затем, не задумываясь разорвал на мелкие кусочки. Портрет Драгомировой все же был написан и славился как один из самых прекрасных акварельных портретов, исполненных Серовым».
«Сила ее выразительности настолько велика, – писал Грабарь, – что один из известнейших французских психиаторов, увидя фотографию с акварели, точно определил психическое состояние модели, тогда уже заболевшей тяжелым недугом».
Камерная техника акварели традиционно предполагает интимно-доверительную интонацию дружеского собеседования зрителя и модели. Но "доверительность" в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер. Немой вопрос, обращенный как будто не к собеседнику, а в безответное пространство, отстраненный взгляд одновременно и на зрителя, и как бы сквозь него.