Серов Валентин (1865-1911)
Поморы
1894
Размер - 33 x 23,3
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4688
Поступило из Государственного Музейного Фонда (собрание А.С. Бахрушина). 1920
В 1894 году Валентин Серов совершил путешествие на Крайний Север. В течение нескольких месяцев, с июля по конец сентября, он побывал в Вологде, Архангельске, Мурманске, затем отправился в скандинавские города Норд-Кап, Тронхейм и Стокгольм. Верным компаньоном Серова на протяжении всего пути был его близкий друг, художник Константин Коровин. Их дальняя поездка стала возможна благодаря инициативе и содействию промышленника и мецената Саввы Мамонтова. В то время он занимался строительством первой железной дороги до Архангельска и был увлечен идеей освоения Севера.
Большую часть пути художникам пришлось передвигаться по воде – по рекам Сухоне и Северной Двине, потом по Белому, Баренцеву и Норвежскому морям. Путешествие к мало изученным берегам Северо-Ледовитого океана было сопряжено с трудностями и опасностями, однако везде художники встречали неизменное гостеприимство народов Севера: поморов, карелов и самоедов. Находясь у побережья Белого моря, Серов наблюдал за жизнью коренного населения тех мест – Архангельских поморов, занимавшихся рыбным промыслом. Превозмогая морскую болезнь, художник проводил много времени на кораблях бок о бок с моряками. Этюд «Поморы» был вдохновлен атмосферой рыбацкой жизни. Серов изобразил моряков, занятых подготовкой лодки. Работа исполнена в подчеркнуто свободной живописной манере. Силуэты и выражения лиц лишь намечены энергичными пастозными мазками, детали же полностью сглажены. Не сразу становятся различимы такие элементы композиции, как берег с лодками и мачта корабля на дальнем плане. Серов всегда славился как гениальный колорист. Он сумел выстроить изысканную цветовую гамму, основанную на очень близких и оттого сложных соотношениях серо-бежевых тонов. Виртуозная живопись художника доставляет глазу неподдельное эстетическое удовольствие. По мнению Серова: «Искусство красоты – заключительный аккорд произведения».
Одновременно с Серовым, Коровин также исполнил одноименный этюд. Много лет спустя, в 1920-е годы, он отразил былые яркие впечатления о путешествии на Крайний Север в одном из своих литературных очерков.
Серов, также как и Коровин, продемонстрировал этюды, привезенные с Севера, в 1894 году на 14-й периодической выставке МОЛХ. Спустя некоторое время и другие художники, в числе которых были Александр Борисов и Василий Переплетчиков, оценили особую романтику суровой северной природы.