Гроот Георг Христоф (Кристоф) (1716-1749)
Портрет неизвестной
Размер - 80,8 x 65,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5021
Пост. в 1925 из Румянцевского музея
Словно отражение в старинном зеркале, освещенном колеблющимся светом свечей, выступает перед зрителем окутанная сумраком неизвестная пожилая дама, чей облик запечатлел немецкий живописец Г.Х. Гроот. Очертания фигуры плавно растворяются в окружающем темном пространстве. Однако ярко освещенные лицо и грудь модели поражают своей пластической выразительностью, тонкостью письма, скрупулезной проработкой мелких деталей, точной передачей фактуры тяжелой, расшитой золотыми нитями парчи, ажурного кружева, гладкого блеска атласной ленты.
Живописные особенности исполнения позволяют предположить, что произведение принадлежит кисти Г.Х. Гроота, который с 1741 по 1749 год занимал пост придворного живописца Елизаветы Петровны. Имея такой высокий статус, мастер работал по заказам лишь приближенной ко двору аристократии, поэтому среди избранного круга придворных и следует искать имя представленной героини портрета. Неслучайно в Румянцевском музее полагали, что на картине изображена статс-дама М.А. Румянцева. О высоком социальном положении модели свидетельствует ее внешний вид. Несмотря на пожилой возраст, наряд дамы не просто дорог, но не лишен некоего щегольства. Такую же модную низкую прическу с гладко зачесанными назад волосами Гроот запечатлел на портрете камер-фрейлины В.А. Шереметевой (1746). Изящный силуэт придает фигуре платье со шнипом и легкая кружевная косынка.
Отмеченное стремление к изящности формы, красочность колорита, повышенное внимание к орнаменту тканей указывают на рокайльную стилистику портрета. Портрет примечателен не только своей декоративностью, но еще и вдумчивым, внимательным отношением художника к своей модели. Пожилая дама обладает яркой индивидуальностью. Гроот облагораживает черты лица модели, сглаживает эстетически непривлекательные старческие изменения, при этом сохраняет и передает особенности внешности и темперамента героини своего портрета. Портрет В.В. Долгорукого (до 1746) является еще одним характерным примером того, как художник решал проблему изображения старческого лица. Горделивая осанка и импозантная поза сочетаются с внимательным, словно оценивающим зрителя взглядом героини портрета. Плотно сжатые губы и твердый взгляд позволяют сделать вывод о властном характере модели.