Гроот Георг Христоф (Кристоф) (1716-1749)
Портрет графини В.А. Шереметевой
1746
Размер - 129,6 x 102,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15155
Поступило из Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". 1925
Варвара Алексеевна Шереметева (1711–1767) была единственной дочерью и наследницей огромного состояния канцлера А.М. Черкасского. Знавший ее в детстве камер-юнкер Ф.В. Берхгольц писал о ней как о «миловидном и живом ребенке», а сестра Антиоха Кантемира Мария отмечала: «…взрослая, она стала совершенною красавицею». Юную княжну Черкасскую учил стрелять из карабина сам император Петр I. В 1741 году Варвара Алексеевна была пожалована в камер-фрейлины, в 1743 – в статс-дамы. В этом же году княжна вышла замуж за графа П.Б. Шереметева, владельца увеселительной резиденции в усадьбе Кусково, славящейся своими пышными приемами, спектаклями крепостного театра, фейерверками.
Портрет В.А. Шереметевой был исполнен через три года после ее замужества придворным немецким портретистом императрицы Елизаветы Петровны Г.Х. Гроотом. Граф П.Б. Шереметев, будучи камергером при дворе государыни, заказал иностранному живописцу сначала парадный портрет жены, а спустя год – свой собственный, с ключом камергера (1747).
Портрет Варвары Шереметевой написан в традициях западноевропейского искусства рококо. Этому стилю присущи изящество, театральность композиции и изысканность колорита. Графиня представлена как блестящая светская дама в роскошном парчовом платье, которое своими пышными складками буквально заполняет всю плоскость изображения. Левой рукой она касается знака статс-дамы – миниатюрного портрета императрицы Елизаветы Петровны, усыпанного бриллиантами. Прическу дополняет эгрет – украшение из драгоценных камней. Цветовая гамма портрета построена на тонких сочетаниях серебристо-синих тонов. Художник мастерски передает фактуру различных материалов: блеск и жесткость ткани, прозрачность кружев, мягкость пудреных волос.
Портрет графини В.А. Шереметевой относится к лучшим живописным достижениям Гроота. Известны камерные изображения Варвары Алексеевны, которые отличаются более камерным характером: кисти П. Ротари (конец 1750-х – начало 1760-х, Музей-усадьба «Кусково») и Ивана Аргунова (1760-е, Музей-усадьба «Останкино»).