Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком
Патрон шедевра
Гроот Георг Христоф (Кристоф) (1716-1749)
Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком
1743
Размер - 82,4 x 64,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4584
Поступило из Государственного музейного фонда (собрание Юсуповых). 1920
Портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком – жемчужина рокайльного искусства в России. Он представляет собой особый тип парадного императорского портрета малого формата, характерный для творчества немецкого художника Георга Гроота – признанного мастера стиля рококо и придворного живописца Елизаветы Петровны.
Императрица изображена в форме офицера Преображенского полка, первого полка новой русской гвардии, основателем которой был отец Елизаветы, Пётр I. Однако в трактовке художника императрица выступает не в роли воинственной государыни, олицетворяющей величие и мощь империи. Она показана в облике кокетливой светской дамы, облачившейся, как на маскараде, в мужской костюм и выехавшей на верховую прогулку в сопровождении причудливо наряженного слуги-арапчонка. Движения маленького слуги больше напоминают балетные па, всем своим видом он выражает восхищение своей госпожой. Но не столько ее императорским величием, сколько ее неотразимой красотой и женским очарованием.
Всё в произведении ненастоящее, «кукольное», грациозно-претенциозное. Условно написанная пышная листва деревьев, парковая скульптура, водоем на дальнем плане больше напоминают не реальный пейзаж, а театральную декорацию. Водная гладь и корабль вызывают в памяти российский флот – любимое детище Петра I, но на портрете это выглядит скорее как парковый пруд с прогулочной яхтой.
Повышенную декоративность придает картине колорит, построенный на переливах голубовато-зеленых и сиренево-розовых тонов. Розовый цвет облаков, лазурь водной глади и бледная зелень деревьев перекликаются с цветом костюмов героев полотна.
Торжественная помпезность традиционного парадного императорского портрета уступает место грациозной игре, свойственной искусству рококо с его любовью к перевоплощениям и тягой к тонкой театрализации. Суровый воинственный пафос конного императорского портрета оборачивается грациозной костюмированной игрой.
«Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком» имел большой успех у современников, не раз повторялся самим живописцем и его русскими учениками. Интересно, что произведение послужило основой для создания фарфоровой группы на знаменитой Мейсенской мануфактуре.
Произведение происходит из собрания князей Юсуповых в имении Архангельское под Москвой.