Парадный портрет великого князя Петра Фёдоровича (1728–1762) был написан Гроотом спустя год после прибытия наследника российского престола ко двору Елизаветы Петровны. Мастер обращается к сложившемуся канону барочного репрезентативного изображения. Обязательными элементами общепринятой схемы были парадное одеяние модели, украшенное орденами и мантией, подчеркивающей его высокое положение, энергичная горделивая поза, помпезные развевающиеся драпировки. Все это можно видеть на картине, принадлежащей кисти Гроота.
Великий князь выступает в амплуа полководца. Одной рукой он опирается на жезл, другой держится за эфес шпаги. Поверх мундира на нем надета металлическая кираса. Весь этот антураж должен был подчеркнуть мужество и воинскую доблесть героя портрета. Доспехи традиционно служили в европейской барочной изобразительной традиции неотъемлемым атрибутом рыцаря. Априори подразумевалось, что рыцарям свойственны не только абсолютная храбрость, но и безупречная репутация и незапятнанная честь. Как писал воспитатель наследника Я. Штелин, после коронации Елизаветы Петровны в Москве Пётр Фёдорович «был произведен в подполковники Преображенской гвардии (и каждый день ходил в мундире этого полка), также в полковники Первого лейб-кирасирского полка; и фельдмаршал Ласси, как подполковник того же полка, подавал ему ежемесячные рапорты».
Горностаевая мантия подчеркивает принадлежность Петра Фёдоровича к императорской семье. Его грудь украшают голубая лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного и красная лента Св. Анны. Нарядный колорит, где изобилуют золотые и яркие краски, а также пространство, наполненное движением, добавляют барочной патетики. По мнению исследователя Л.А. Маркиной, конкретным прототипом для данного портрета послужило изображение герцога Адольфа Фридриха Голштейн-Готторпского (1739) работы А. Пена. Герцог приходился дядей Петру Фёдоровичу по отцовской линии.
Работа Гроота произвела самое благоприятное впечатление на заказчиков, так как вскоре, уже в августе 1743 года, портрет было поручено копировать И.Э. Гриммелю и И. Штенглину. Несмотря на репрезентативный характер изображения, Гроот скрупулезно передает непривлекательные черты лица и слабое и болезненное сложение молодого наследника, которые отмечали многие, даже благосклонные к нему, современники.