Гроот Георг Христоф (Кристоф) (1716-1749)
Портрет великого князя Петра Федоровича
1743
Размер - 125 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26746
Поступило из Оружейной палаты Московского Кремля. 1925
Парадный портрет великого князя Петра Фёдоровича (1728–1762) был написан Гроотом спустя год после прибытия наследника российского престола ко двору Елизаветы Петровны. Мастер обращается к сложившемуся канону барочного репрезентативного изображения. Обязательными элементами общепринятой схемы были парадное одеяние модели, украшенное орденами и мантией, подчеркивающей его высокое положение, энергичная горделивая поза, помпезные развевающиеся драпировки. Все это можно видеть на картине, принадлежащей кисти Гроота.
Великий князь выступает в амплуа полководца. Одной рукой он опирается на жезл, другой держится за эфес шпаги. Поверх мундира на нем надета металлическая кираса. Весь этот антураж должен был подчеркнуть мужество и воинскую доблесть героя портрета. Доспехи традиционно служили в европейской барочной изобразительной традиции неотъемлемым атрибутом рыцаря. Априори подразумевалось, что рыцарям свойственны не только абсолютная храбрость, но и безупречная репутация и незапятнанная честь. Как писал воспитатель наследника Я. Штелин, после коронации Елизаветы Петровны в Москве Пётр Фёдорович «был произведен в подполковники Преображенской гвардии (и каждый день ходил в мундире этого полка), также в полковники Первого лейб-кирасирского полка; и фельдмаршал Ласси, как подполковник того же полка, подавал ему ежемесячные рапорты».
Горностаевая мантия подчеркивает принадлежность Петра Фёдоровича к императорской семье. Его грудь украшают голубая лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного и красная лента Св. Анны. Нарядный колорит, где изобилуют золотые и яркие краски, а также пространство, наполненное движением, добавляют барочной патетики. По мнению исследователя Л.А. Маркиной, конкретным прототипом для данного портрета послужило изображение герцога Адольфа Фридриха Голштейн-Готторпского (1739) работы А. Пена. Герцог приходился дядей Петру Фёдоровичу по отцовской линии.
Работа Гроота произвела самое благоприятное впечатление на заказчиков, так как вскоре, уже в августе 1743 года, портрет было поручено копировать И.Э. Гриммелю и И. Штенглину. Несмотря на репрезентативный характер изображения, Гроот скрупулезно передает непривлекательные черты лица и слабое и болезненное сложение молодого наследника, которые отмечали многие, даже благосклонные к нему, современники.