Габриэль Д'Аннунцио, Ида Рубинштейн и Голубева
Патрон шедевра
Серов Валентин (1865-1911)
Габриэль Д'Аннунцио, Ида Рубинштейн и Голубева
1910
Размер - 26,8 x 42,8
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - Инв.15786
Поступило в 1929 году из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, Москва
Среди богатейшего творческого наследия В.А. Серова графические произведения занимают достойное место. Это портреты, пейзажи, исторические картины, иллюстрации. А кроме того, беглые наброски карандашом, среди которых встречаются острые карикатуры и шаржи.
Близко связан с термином «карикатура» шарж, который часто бывает «дружеским». Если карикатура, как правило, юмористический рисунок, графический анекдот, в котором присутствует сатирическое начало, то шарж – более камерное, но не без иронии отображение поз, характеров или ситуаций, в которые попадают персонажи.
Те, кому не известны герои рисунка, несомненно, заметят, что изображенных связывают теплые дружеские чувства. Наиболее эффектно, благодаря роскошным темным волосам, обозначенным энергичными штрихами, и острому профилю смотрится Ида Рубинштейн (1883–1960). Актриса и танцовщица, она участвовала в спектаклях дягилевских сезонов в Париже. Ида Львовна не была профессиональной балериной, но с отрочества мечтала о сцене. В «Русских сезонах», благодаря своей экзотической внешности, исполняла выразительные, не без эротизма (чему способствовали костюмы Леона Бакста) роли Клеопатры в одноименном балете и Зобеиды в балете «Шехеразада». Кроме того, известен ее знаменитый портрет работы В.А. Серова 1910 года. Собственно, шарж выполнен именно в то же время, что и портрет.
Чуть склонив голову, рядом с ней примостился граф Габриэле д’Аннунцио (1863–1938), итальянский писатель, поэт, драматург, военный и политический деятель. Будучи почитателем таланта Иды Рубинштейн, он написал для нее либретто мистерии «Муки святого Себастьяна», поставленной на музыку К. Дебюсси в декорациях Л.С. Бакста в 1911 году в театре Шатле в Париже.
Что касается дамы с модным эгретом в волосах – это Наталья Владимировна Голубева (урожд. Кросс, псевдоним Донателла Кросс; 1879–1941?), жена (с 1900) ученого-востоковеда В.В. Голубева, коллекционера и мецената. Сама она была известным переводчиком, а с д’Аннунцио ее связывали романтические отношения.
Таким образом, энергичный шарж Серова донес до нашего времени память о некогда известных участниках ярких событий культурной жизни начала XX века. А сам художник еще раз показал себя острым и ироничным рисовальщиком.