На портрете В.А. Серова изображена Ванда Ландовска (1877 (1879?) - 1959), польская пианистка, клавесинистка, композитор, педагог, музыковед. Начав заниматься музыкой уже с четырехлетнего возраста, впоследствии она брала уроки у известных варшавских музыкантов и достигла в игре на фортепиано и клавесине небывалых высот. Ландовская совершает несколько успешных турне по странам Европы. Трижды посетила Россию – в 1907, 1909 и 1913 годах, в первый ее приезд гостила в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого. В том же году художник Серов исполнил ее портрет.
Чуткость Серова не столько к человеческой, сколько к эстетической сущности модели заставляла его каждый раз искать индивидуальное пластическое решение образа. И.Э. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних, и так, как он находил это для нее наиболее характерным. Поэтому он сажает Ванду Ландовскую таким образом, чтобы ее посадка, движение, наклон были для нее наиболее выразительными”.
Неповторимость портрета достигается не только его композиционным решением и позой модели, но и выбранной техникой. Художник относится к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисунка. Поиски нового стиля, волновавшие художника, приводят его пастель к «элегантному графизму», в котором доминирует линия во всем богатстве тональных возможностей пастельной техники. Мягкость пастельного карандаша, использование растушевки, обыгрывание пятен пыли, деликатное прикосновение пастели к бумаге, спокойная цветовая вибрация — все это наполнено нежным чувством, отвечающим самой сути образа Ландовской.