Титул и последняя страница книги А. Кручёных «Утиное гнёздышко дурных слов». Вариант
Патрон шедевра
Розанова Ольга (1886-1918)
Титул и последняя страница книги А. Кручёных «Утиное гнёздышко дурных слов». Вариант
1913
Размер - 18,2 x 24,2
Материал - бумага
Техника - акварель, литография
Инвентарный номер - Инв.21772
Поступило из МЖК. 1929
«Амазонка» русского авангарда, живописец и график Ольга Владимировна Розанова (1886–1918), автор шедевра «Зеленая полоса» (1917) прославилась в том числе и как иллюстратор. Ее выдающаяся работа в области книжной графики – раскрашенные вручную акварелью литографии к небольшой книжке поэта Алексея Кручёных «Утиное гнездышко дурных слов». В собрании Третьяковской галереи находятся шесть эскизов-вариантов страниц книги. Это титул, где написаны имена поэта и художника, и последний лист сборника. Поскольку книга расшита, две, не связанные друг с другом страницы, образуют один разворот. Одинаковые черно-белые оттиски после выхода из печати Розанова заполнила цветом.
Сотрудничество художницы с поэтом началось в 1913 г. Розанова выступила автором рисунков к нескольким его произведениям. Так, помимо «Утиного гнездышко дурных слов», она проиллюстрировала книги «Возропщем», «Чорт и речетворцы», «Взорваль» в 1913 г., «Игру в аду», – в 1914 г. Также в 1914 г. вышла в свет гектографированная брошюра Кручёных и Хлебникова «Тэ ли лэ» с ее рисунками.
«Утиное гнездышко дурных слов» было издано тиражом 500 экземпляров. Примечательно, что в отличие от других футуристических книг А. Кручёных, над которыми, как правило, работал ряд художников, эту Розанова оформила целиком: стала автором как иллюстраций, так и общего макета. Она продумала расположение текста и изображений, сама написала стихотворные строки литографским карандашом, а несколько экземпляров, в числе которых и те, что находятся в собрании Третьяковской галереи, раскрасила акварелью. Для каждого оттиска художница выбирала разные цвета. Данная версия решена в серо-желтой гамме.