Розанова Ольга (1886-1918)
Титул и последняя страница книги А. Кручёных «Утиное гнёздышко дурных слов». Вариант
1913
Размер - 18,2 x 24,2
Материал - бумага
Техника - акварель, литография
Инвентарный номер - Инв.21728
Поступило из МЖК. 1929
«Амазонка» русского авангарда, живописец и график Ольга Владимировна Розанова (1886–1918), автор шедевра «Зеленая полоса» (1917) прославилась в том числе и как иллюстратор. Ее выдающаяся работа в области книжной графики – раскрашенные вручную акварелью литографии к небольшой книжке поэта Алексея Кручёных «Утиное гнездышко дурных слов». В собрании Третьяковской галереи находятся шесть эскизов-вариантов страниц книги. Это титул, где написаны имена поэта и художника, и последний лист сборника. Поскольку книга расшита, две, не связанные друг с другом страницы, образуют один разворот. Одинаковые черно-белые оттиски после выхода из печати Розанова заполнила цветом. Для каждой литографии она выбирала разные цвета. Данная версия была исполнена в желто-алой гамме.
Сотрудничество художницы с поэтом началось в 1913 г. Розанова выступила автором рисунков к нескольким его произведениям. Так, помимо «Утиного гнездышко дурных слов», она проиллюстрировала книги «Возропщем», «Чорт и речетворцы», «Взорваль» в 1913 г., «Игру в аду», – в 1914 г. Также в 1914 г. вышла в свет гектографированная брошюра Кручёных и Хлебникова «Тэ ли лэ» с её рисунками.
«Утиное гнездышко дурных слов» было опубликовано в издательстве А. Кручёных «ЕУЫ», благодаря материальной помощи братьев Л.Л. и Г.Л. Кузьминых и С.Д. Долинского. Кузьмины и Долинский оказывали финансовую поддержку русским футуристам, участникам литературно-художественной группы «Гилея», куда входил и А. Кручёных. Литографированные книжки «гилейцев», которые авторы между собой называли «самописьмами», печатались небольшими тиражами по 300–500 экземпляров в Москве и Петербурге. К сожалению, сотрудничество футуристов с издателями длилось недолго, до 1914 г.