Розанова Ольга (1886-1918)
Метроном
1915
Размер - 46,7 x 33,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11943
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
В работах 1915 года Ольга Розанова исследовала мир повседневных вещей, по-новому открывая их красоту зрителям.
Метроном отсчитывает короткие промежутки времени равномерными ударами, помогая определять темп музыки. Темп – характеристика, задаваемая скоростью исполнения музыкального произведения. Таким образом, главные свойства метронома связаны с движением, скоростью, измерением времени. Чтобы передать динамическую природу метронома, художница обращается к кубофутуристическому стилю и «расщепляет» главного героя картины на фрагменты. В центре расположились детали внутреннего механизма метронома. Справа внизу – заводная головка и звоночек, справа вверху – маятник. Слева внизу можно опознать подвижный грузик. Темно-синие геометрические плоскости напоминают о гранях пирамидального корпуса. Одна из них сопровождена узнаваемым крючком.
Подобно тому как строгий ход маятника метронома дисциплинирует развертывающуюся во времени музыку, зигзагообразные очертания темно-синих плоскостей организуют четкую траекторию движения для розовых, желтых, голубых, фиолетовых, оранжевых красок, стремящихся заполнить пространство картины. Активный ритм зигзагов гармонично сочетается с мягкостью, плавностью радужных переливов. Это наглядное выражение идеи музыки вообще и исполнения музыкального произведения в частности – как синтеза вдохновения, творческого порыва и дисциплины.
Контраст форм и цветов также иллюстрирует смену темпов, названия которых, полные или кубистически обрывочные, Розанова приводит на желтых фрагментах нотного стана. Сначала «звучит» один из самых быстрых темпов – presto. В средней части картины его сменяет сбавляющий скорость allegro (художница будто специально пропускает одну ‘l’, чтобы зритель быстрее считал этот термин). Выше располагается размеренный andante.
На конструкцию из цветовых плоскостей также наложены фрагменты слов. В процессе угадывания «Голландии», «Бельгии», «Франции», «Парижа», «Америки», «Англии» в сознании появляются образы стран и городов, возникает ощущение перемещения между этими географическими пунктами. Это напоминает о траектории движения маятника, о крайних точках этого движения.
Географические названия расширяют восприятие картинного образа до охвата земного шара. Композиционная близость топонимов будто сокращает расстояние между обозначенными странами, помогая выразить идею скорости. Это скорость распространения музыки – внутри репетиционного зала, внутри мирового культурного пространства. Это скорость движения метронома, организующего движение музыки. И это воплощение пространственно-временнόго динамизма футуристов. Живописный сплав времени и пространства.