Розанова Ольга (1886-1918)
Рабочая шкатулка
1915
Размер - 58 x 34
Материал - холст
Техника - масло, коллаж
Инвентарный номер - Инв.11944
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
«Рабочая шкатулка» была представлена публике в декабре 1915 года на «Последней футуристической выставке картин ”0, 10”». На той же выставке Казимир Малевич впервые показал «Черный квадрат» и другие супрематические композиции. Если Малевич выступил за отказ от изображения предмета, то произведения Розановой, напротив, свидетельствовали о поиске новых возможностей в рамках повышенной материализации предметов. Особенно это качество проявилось в «Рабочей шкатулке».
Плоскостность фона, полное отсутствие иллюзии глубины составляют разительный контраст с предметами, выписанными с особой тщательностью. Такой подход к вещам передает важный для заглавной темы картины дух рукотворности. Художница с упоением разглядывает каждый предмет, с любовью вырисовывает его, словно «вкладывает» в композицию, как тессеру в мозаику.
Что же это за вещи? Прежде всего детали самой шкатулки – накладная петля, замочная скважина, а также катушки ниток, ножницы, наперсток, коробочка для иголок, длинные, острые швейные иглы с золотым ушком. Материальная составляющая образа усилена вплавленными в композицию коллажными деталями. Это кусочек реального кружева, настоящая упаковка от швейных игл, которые, в свою очередь, изображены посредством живописи. Такие коллажные вставки, безусловно, дань моде на кубизм. Однако на этом следование моде заканчивается. Если кубисты беспощадно препарировали на едва узнаваемые части «натурщиков натюрморта», то у Розановой предметы нетронутые, сохраняющие свою первоначальную форму.
В картине царит равноправие: верхняя и нижняя части композиции одинаково плотные, насыщенные, весомые. Ее, как супрематические картины, можно практически без ущерба для художественного образа перевернуть вверх ногами. От супрематизма также абстрактные геометрические плоскости, на фоне которых словно парит в невесомости содержимое шкатулки.
«Рабочая шкатулка» входила в постоянную экспозицию Музея живописной культуры. Вместе с К. Малевичем, В. Татлиным, В. Кандинским, А. Древиным и другими художниками-авангардистами Ольга Розанова принимала активное участие в его создании. В 1929 году музей был закрыт, и «Рабочая шкатулка» вместе с 111 первоклассными шедеврами авангарда (среди них, например, «Черный квадрат» Малевича) была передана в Третьяковскую галерею по списку № 1.