Парк
Патрон шедевра
Ульянов Николай (1875-1949)
Парк
1910-1912
Размер - 51 x 73
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1559
Поступило от К.А. Киселевой, Москва, через РОСИЗО. 1998
Н.П. Ульянов вошел в историю искусства как портретист, театральный художник, но редко упоминается о том, что он был автором многочисленных и очень интересных по своему замыслу пейзажей. Этот жанр стал для художника лабораторией, где он решал формальные задачи, проводя «изыскания в области линии и цвета».
Ульянов хорошо знал и любил природу среднерусской равнины с ее легкой холмистостью, с полями, перерезанными оврагами, с обрывами над тихими реками, но отчетливо осознавал некоторую аморфность этих ландшафтов, считая, что они «еще ждут завершений». Путь к осуществлению такой задачи еще в пору учебы он услышал от Н.Н. Ге, который, беседуя с начинающими живописцами, внушал им, что «в пейзажной работе, как и во всякой другой, присутствует или отсутствует наблюдательный ум и высокое чувство. Кто видел в оригиналах таких мастеров, как Клод Лоррен, Пуссен и др., тот мог уразуметь искусство не только растворяться в обожании природы, но и в умении подчинить ее своим замыслам и живописной воле». Значимость уроков «мудрого старца» и их глубинный смысл Ульянов смог понять, лишь пройдя искус импрессионизма. Он использовал этот метод в ряде произведений, но вскоре осознал, что красота неповторимых мгновений не может считаться исчерпывающей характеристикой мира.
Работа «Парк» выполнена в те годы, когда ульяновская концепция пейзажа окончательно сформировалась, впитав творчески переосмысленные уроки художников прошлого и современников, а также опыт работы над театральными декорациями. Композиция пейзажа четко выстроена, членение на планы подчеркнуто, и даже диагональ тропинки не нарушает замкнутости и самодостаточности ландшафта. Колорит почти условен, как если бы художник писал театральную декорацию. Небо с облаками воспринимается как подобие сценического задника, замыкающего пространство. Кроны деревьев, кустарников четко ограничивают обобщенные контуры, а ритмически сгруппированные стволы привносят в композицию динамизм. Образно-пластическое решение картины свидетельствует, что автор принадлежал к поколению художников начала ХХ века, стремившихся к обновлению языка живописи.