Ульянов Николай (1875-1949)
Венецианская лавочка
Конец XIX - начало XX века
Размер - 27,3 x 38,4
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Р-995
Поздней весной 1907 года Н.П. Ульянов вместе с женой, А.С. Глаголевой, а также с четой Муратовых отправился в свою первую поездку в Италию. Путешествие началось в Венеции, завершилось во Флоренции, а по пути друзья посетили Равенну, Падую, Болонью и другие города Северной и Средней части страны. Под впечатлением от увиденного у Павла Муратова родился замысел книги «Образы Италии», которая сделала его знаменитым. Итоги поездки у Ульянова были скромнее: ряд акварелей и несколько картин. Он признавался, что «почти не успел схватить черты [страны], слишком взволнованный и счастливый. То немногое, что попало в альбом, очерчивает только счастливые видения, которые… пришлось остановить на своем торопливом пути». Бόльшую часть произведений Ульянов посвятил Венеции, которая, по словам Е.В. Муратовой, «навсегда влюбила его в себя, в свой вечный праздник». Опознавательным знаком города стали для него женщины, закутанные в традиционные черные шали дзендалетто (zendaletto), которые придавали их фигурам величавую статуарность и подчеркивали «живописную общность с проплывающими мимо гондолами». Такие шали носили еще героини картин Джованни Беллини («Священная аллегория», 1490). И когда внимание Ульянова привлек обычный магазинчик сувениров, то и здесь стоящая за прилавком женщина набросила на плечи черную шаль, а за оконными стеклами виден силуэт гондолы, проплывающей по каналу. Турист, рассматривающий витрину, выглядит рядом с ними чужаком. Художник столкнул лицом к лицу непрерывность бытовой традиции и преходящий характер современной культуры, как бы соглашаясь с М.А. Осоргиным, утверждавшим: «тем и прекрасна Италия, что вечного в ней больше, чем временного, — вечного не только в предметах, но и в духе народа».
Сдержанный колорит акварели построен на изысканном сочетании коричневого и черного цветов. Обобщенные плавные контуры фигур продавщиц и покупателей, характерные для искусства ар-нуво, контрастируют с геометризмом прямых линий оконной решетки, очертаний домов на берегу канала и косвенно свидетельствуют о том, что Ульянов в эти годы искал новые средства выразительности.