Послеобеденным нежарким солнцем ласкает природа, запечатленная Валентином Серовым на картине «Летом». Ясное, лучезарное небо и золотящаяся лужайка в саду, сочная зелень травы с проглядывающими голубыми васильками и колокольчиками под кистью художника словно оживают, наполняясь звуками стрекочущих кузнечиков и смехом детских голосов.
С особым любованием пишет художник портрет своей жены Ольги Федоровны – «Лёлюшки». Расположившись в тени дома и наблюдая за игрой детей на полянке, молодая женщина будто случайно обернулась к зрителю, одаривая его теплотой своего взгляда и нежной полуулыбкой. Обаяние модели, ее чистота и искренность подчеркивается художником и в самой миловидности образа: белоснежное платье с переливами разноцветных бликов, рыжие кудри, выглядывающие из-под изящной шляпки с синим бантом. Чуть поодаль, в высокой траве, виднеются фигурки резвящихся ребятишек – Ольги и Александра. «Мы с братом тоже там изображены в виде намека, как цветовые пятна» – вспоминала дочь Серова.
Лето 1895 года Серов со своей семьей гостил в Тверской губернии, в Домотканове – имении своего близкого друга и товарища по академическим занятиям Владимира фон Дервиза, вскоре после окончания обучения женившегося на кузине художника и ставшего его родственником. Прекрасный парк с тенистыми липовыми аллеями, спускающийся к безмятежной глади заснувших прудов, большой яблоневый сад, цветник с розами, пышные кусты белой и лиловой сирени влекли Серова, искавшего новых живописно-пластических возможностей языка своего искусства. Здесь художником был написан знаменитый портрет его двоюродной сестры М.Я. Симонович-Львовой, известный как
«Девушка, освещенная солнцем» (1888), оказавшийся одним из первых опытов импрессионизма в русской живописи. Домотканово стало местом рождения более тридцати полотен мастера, множества его пейзажных этюдов, рисунков, иллюстраций к басням Крылова, целого ряда портретов Дервизов, чье искреннее радушие и гостеприимство сопровождало многолетнюю дружбу с художником и его семьей.