Соломаткин Леонид (1837-1883)
За пенсией
1878
Размер - 40,2 x 32,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1744
Приобретено через "Магнум-Арс". 2000
Полотно относится к распространенным в 1860–1870-е годы жанровым сценам из жизни городской бедноты. Архитектурный фон, вывески, объявления на стене уточняют содержание подобных картин. Среди таких работ – «У родильного приюта» Петра Шмелькова (1860-е), «Дворник, отдающий квартиру барыне» Василия Перова (1864–1865, обе – Третьяковская галерея).
Изображенная Соломаткиным сцена разыгрывается в небольшом провинциальном городке. На углу дома угадывается табличка «Соборная площадь». Маленький одноглавый храм с шатровой колокольней и размещенное левее здание, занятое, возможно, торговыми рядами, – характерные составляющие ансамбля центра небольшого городка. Здесь же располагались и присутственные места, одно из которых обозначено на картине вывеской: «<Уездно>е казначейство».
У дверей казначейства притулилась просящая милостыню девочка. В жаркий день она привычно занимает тенистую часть крыльца. К нему приближаются убеленные сединами инвалиды войны, опираясь на трость и костыль и поддерживая друг друга. Они рассчитывают получить пенсию и, подтверждая свое право на нее, надели мундиры и ордена, захватили и папку с документами. Художник крупно кадрирует композицию, размещая фигуры просителей у лестницы так, что входной проем дома кажется непомерно большим для них. Грубая вязкая живопись в области стены здания, затененное пространство за дверью, взгляд нищенки, с надеждой брошенный в сторону посетителей, подчеркивают неуютную атмосферу присутственного места. Колышки на первом плане ассоциируются с пнями – метафорой неполноценности жизни инвалидов. Угол дома с водостоком намечает вертикальную ось композиции – своеобразный Рубикон, разделяющий казенное заведение и окрестности городка, предстающие идиллическими: над белеющим зданием храма и зеленью деревьев виднеется голубое небо с золотящимися облаками. Местные жители заняты обыденными делами: покупают пирожки, перевозят сено.
Соломаткин далек от обличительного пафоса. С детства познавший нужду, много странствовавший в поисках заработка и потому повидавший немало российских городов и сел, автор смотрит на героев полотна бесстрастным взглядом бытописателя. Лаконичный колорит, скупая живопись картины, отсутствие внимания к отдельным нюансам – этими средствами художник подчеркивает, что изображенная сцена характерна для жизни русской провинции.