Соломаткин Леонид (1837-1883)
Свадьба
1872
Размер - 34 x 43,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9287
Пост. в 1927 г. из ГМФ
Картина Соломаткина посвящена популярной в 1860–1870-е годы теме свадебных обрядов. Отчасти сюжет «Свадьбы» продолжает тему сборов перед бракосочетанием на другой картине Соломаткина – «Невеста» (1867, Третьяковская галерея).
В композиции использован принцип фризообразного расположения фигур на первом плане, распространенный в середине XIX века. В центре – жених-чиновник и его суженая, вместе с гостями поднимающие бокалы шампанского. Возможно, динамичная поза брачующихся навеяна аналогичными жестами четы в картине «Проводы начальника» Алексея Юшанова (1864, Третьяковская галерея), которую, несомненно, видел Соломаткин.
Полотно Соломаткина своеобразно: оно лишено бытописательных подробностей, характерных для жанровых сцен того времени. Автор не стремится блеснуть хорошим знанием рисунка и живописной техники. Художник обращается к традиции изображения пирушек европейскими мастерами XVII века, в частности работам Адриана Брауэра с их грубоватыми типажами, и показывает свадьбу в ироническом ключе.
Экспрессия чистого карминного цвета, усиленная черным, ярко-голубым и бурыми тонами, становится основой колорита, эмоциональным камертоном картины. Красноватое освещение меняет облик чиновников с женами, смешавшихся в пестрой хаотичной толпе. Фигуры суетящихся героев выглядят почти бесплотными, а лица гротескными. Изображенные на картине напоминают марионеток, разыгрывающих представление. В мареве многочисленных свечей и угаре пьяного веселья слова и действия присутствующих утрачивают смысл.
Художник неоднократно вводит в композицию однотипные профильные изображения, подчеркивающие условность образов. Сходны между собой и приветственные улыбки на лицах людей – гримасы, напоминающие оскал. Зловещий оттенок сцене придают и уродливые приземистые фигуры пожилых гостей. Умножение однообразных жестов и действий героев акцентируется ритмично повторяющимися вертикалями свечей и бокалов.
Особенное внимание Соломаткин уделил огромной люстре и несколько раз перерабатывал ее форму, стремясь выделить фигуры новобрачных. Живописец пишет огонь тяжелыми, плотными и густыми красочными мазками. Это наиболее вещественный по своим качествам предмет изображения, рядом с которым более жидко написанные отдельные фигуры гостей кажутся призрачными. Таким образом художник намекает на эфемерность свадебного торжества и тщету мирской суеты.