Соломаткин Леонид (1837-1883)
Именины дьячка
1862
Размер - 39,2 x 46,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5853
Пост. в 1925 от Народного комиссариата иностранных дел (ранее собр. П.И. и В.А. Харитоненко)
«Именины дьячка» – одна из ранних картин Соломаткина. Созданная в период его обучения в Академии художеств и удостоенная малой золотой медали, она во многом характерна для академической живописи этого времени. Позднее Соломаткин выработает свой собственный стиль, предполагающий шаржированность образов. В «Именинах дъячка» художник еще тяготеет к реалистической трактовке содержания: стремится к натуроподобию фигур и лиц, светотеневой разработке композиции картины.
Изображена изба сельского дьячка, где в ясный летний день накрыт стол для гостя – благообразного старичка, пьющего чай из блюдечка, вероятно, священника. Свет солнца из окна падает на скромное угощение, подчеркивая благостность празднования именин с сопутствующими ему удовольствиями. Остальная часть комнаты затенена и не привлекает внимания вошедших детей – учеников дьячка, которых он обучает грамоте. Освещенные лица детей обращены к имениннику. Несколько смущенные, они поздравляют хозяина. Среди приготовленных подарков – свежеиспеченный хлеб, живая курица. Хозяин гладит по голове младшего ребенка, снявшего картуз. Дети, застывшие рядом с ним, смиренно внимают словам дьячка. Ключи на стене, книги, ходики, портрет священнослужителя – таково скромное убранство комнаты. Патриархальному укладу дома именинника соответствует и скромное поведение женщины в дверях, вытирающей посуду и ласково улыбающейся детям.
Подробности быта в доме церковнослужителя и общая атмосфера, вероятно, навеяны личными впечатлениями художника. Рано оставшийся без родителей, Соломаткин обучался чтению и письму у дьячка города Суджа Курской губернии. Позднее, проживая в Москве, художник подрабатывал звонарем и, несомненно, хорошо знал быт духовенства.
Работа имела успех на академической выставке и сделала художника знаменитым. Графический вариант картины был опубликован в 1863 году в сборнике «Северное сияние» вместе с рассказом Александра Левитова «Именины сельского дьячка».