Эскиз изображает эпилог сцены из трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов». Авантюрист, самозванец и честолюбец Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, оказался в приграничной корчме вместе с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Вошедшие в избу приставы принесли царский указ, согласно которому Отрепьева следовало поймать и повесить. Самозванец вызвался прочесть грамоту Бориса Годунова. При этом приставам он описывал внешность отца Варлаама, говоря, что вору Гришке за пятьдесят лет, что он маленький и толстый. Монах вырвал бумагу и стал читать настоящее описание Отрепьева. В это время Отрепьев внезапно вынул кинжал.
На полотне Григория Мясоедова изображен момент, когда приставы, узнав об обмане, преследуют убегающего Гришку Отрепьева, но всеобщее смятение позволяет герою выпрыгнуть через окно. Мясоедов мастерски использует «говорящие» жесты героев, одновременно восходящие и к театральной драматургии, и к полотнам старых мастеров. Перевернутые посуда, скамейка придают сцене особую экспрессию и динамичность. Мастер строит композицию по традиционным правилам академической живописи: передний план немного высветлен, наиболее значимые герои выделены светом, сдержанный колорит оживляют яркие красные и синие пятна цвета.
Выбор сюжета произведения был связан с отмечавшимся в 1861–1862 годах 250-летием освобождения России от польско-литовских захватчиков. За картину, хранящуюся во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге (1862), Мясоедов был награжден большой золотой медалью Императорской Академии художеств.