Григорий Мясоедов был одним из основателей и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Принципиальный противник модернизма в искусстве, сторонник реалистической школы живописи, он оставался верен идеям «шестидесятников» до последних своих дней. Автор картин на социальные темы (
«Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея) в пейзаже проявлял качества лирического живописца, способного создать глубокий, наполненный элегическим настроением образ природы. Разносторонне одаренный мастер всегда участвовал в музыкальных вечерах у коллег-художников, играя на альте, скрипке, рояле, исполнял вокальные произведения. Был знаком со многими композиторами, в том числе с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Чайковским. «Мажор меня не трогает, в большинстве пустота, – говорил Мясоедов, – живу, лишь когда слышу правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни». Известно, что отношение художника к окружающему миру было саркастическим, а неуживчивый характер отразился на отношениях с семьей.
Мясоедов работал над пейзажем, вероятнее всего, в своем имении Павленки под Полтавой, где в 1889 году приобрел усадьбу с фруктовым садом и парком. Произведение проникнуто состоянием одиночества и печали. В густую чащу леса уводит заросший пожелтевшей травой извилистый ручеек. Розоватый туман окутывает вершины деревьев. Старый кряжистый пень на первом плане противопоставлен молодой стройной поросли рябины и орешника. В среде передвижников назревал конфликт «отцов и детей», и художник все более ощущал свое одиночество и разлад с современной жизнью. Живописец пытался сохранить прежние высокие позиции среди современников виртуозным мастерством.
Произведение экспонировалось на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.