Григорий Мясоедов – выпускник Академии художеств, один из членов-учредителей
Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и авторов первого устава Товарищества передвижников, утвержденного в 1870 году
Картина, созданная художником в конце 1870-х, отходит от традиционной портретной схемы: Мясоедов создает мистический, наполовину растворенный в пустоте образ. Почти вся фигура теряется на непроницаемом, плотном фоне, ярко освещено только повернутое в профиль лицо и очерчивающий шею белоснежный ворот рубашки. Руки, левое плечо художника исчезают в темноте, так же как и ткань его одеяния.
Несмотря на то что часть лица скрыта, считываются характер и настроение портретируемого. Мясоедов изображает себя серьезным, сосредоточенным, отчасти даже недовольным. Его брови нахмурены, губы сжаты.
Цветовая палитра портрета минималистична, но не ограничена: общая колористическая схема основана на черном цвете, который при близком рассмотрении проявляет вкрапления серого и темно-коричневого, перетекающего в оттенки багрового. В центре композиции резким штрихом выделяется воротник рубашки, который служит точкой схода темных и светлых фрагментов полотна.
Хотя современники описывали Мясоедова как незаурядного и остроумного человека, с возрастом он постепенно утратил смелость взглядов и новаторство мысли. Сторонник реализма и один из инициаторов создания объединения передвижников в 1870-е годы, со второй половины 1880-х он начал отрицать возможные нововведения и изменения. Вскоре противостояние «отцов» и «детей» Товарищества предвижников привело к расколу внутри сообщества.
В своих мемуарах художник Яков Минченков описывает, как Мясоедов постепенно замыкался в связи с обновлением состава ТПХВ. Бывший председатель Совета, он отошел в тень и все больше времени проводил один, затем покинул объединение. Автопортрет 1878 года – это предчувствие одиночества художника, который не был готов стать свидетелем перемен.