Икона Иоанна Предтечи – одна из шести икон семнадцатифигурного деисусного чина иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, хранящихся в коллекции Третьяковской галереи. Кроме упомянутого образа, деисусный чин включал изображения Богоматери, архангелов, апостолов, святителей, мучеников и столпников, предстоящих в молении ко Христу. Его состав и иконография восходят к московским иконостасам конца XIV – первых десятилетий XV века.
Ферапонтов монастырь был основан в конце XIV века. Монастырский каменный собор, построенный на месте первого, деревянного, освятили в 1490 году. В 1502-м он был расписан фресками, выполненными знаменитым Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Артелью прославленного художника был исполнен и иконостас храма.
Иоанн Предтеча – последний пророк и самый чтимый святой после Богоматери. Он вырос в пустыне, где вел жизнь аскета. Перед приходом Христа на берегах Иордана проповедовал покаяние и крестил людей.
На иконе пророк представлен в рост, в молении к Спасителю (образ Спаса, находившийся в центре ряда, не сохранился). Его правая рука с именословным перстосложением поднята. В опущенной левой Иоанн держит развернутый свиток.
Ближайшей аналогией памятнику является образ Иоанна Предтечи из иконостаса Успенского собора во Владимире (1408 или 1410-е). На обеих иконах он изображен во власянице и гиматии, одеянии аскета и пустынножителя. Выразительный силуэт фигуры Предтечи усиливает ощущение бесплотности образа, его внутреннего духовного горения. Лик исполнен в светлой гамме
сплавленными золотистыми охрами с подрумянкой по светлому зеленовато-оливковому
санкирю. Черты лица некрупные, четко прорисованные. Такие особенности стиля мастера, как вытянутые пропорции фигуры, выразительный силуэт, изысканный и усложненный линейный и цветовой ритм, близки индивидуальной художественной манере Дионисия.