В творчестве Валентина Серова детские портреты занимают особое место. Созданные на заказ или по своему желанию, они пронизаны душевной теплотой, лиризмом, тонким пониманием мира детства. Многие из его персонажей, как Лёля Дервиз, изображены на фоне пейзажа, выполняющего важную роль в раскрытии образа. Свежесть летнего дня, которую мастер виртуозно передал с помощью импрессионистических приемов в палитре светлых солнечных тонов, созвучна нежности и чистоте ее возраста. Как и в других серовских портретах, таких как
«Мика Морозов» (1902),
«Девочки Боткины» (1900), в работе по-прежнему акцентом становится лицо ребенка. Пойманный художником взгляд юной модели — одновременно удивленный и сдержанный, наряду с застывшей и несколько напряженной позой позволяет судить о серьезности ее характера.
С Еленой Владимировной (Лёлей) Дервиз (1889-1975), ставшей во взрослой жизни прекрасной пианисткой, Серов находился в родстве. Лёля была младшей дочерью Надежды Дервиз, кузины художника. По воспоминаниям младшей двоюродной сестры художника — Нины Симонович-Ефимовой, “...прелестный портрет очень живописной девочки с серыми глазками в розовом - горошком – платье” - создавался в Домотканове на той же аллее, что и картина
"Девушка, освещенная солнцем" (1888), но в другом ее конце.
Усадьбу Домотканово, расположенную в Тверской губернии, Владимир Дервиз приобрел в 1886 году. Серов приезжал сюда всякий раз, освободившись от заказных работ. В кругу близких людей он любил отдохнуть и поработать с этюдником в руках на природе. В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями художник создал свои первые импрессионистические шедевры, в том числе и этот лирический детский портрет.