Маковский Константин (1839-1915)
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
1869
Размер - 64,9 x 79,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.544
Приобретено Советом Третьяковской галереи у Д.В. Стасова. 1906
Работа служит эскизом к известной монументальной картине Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869. Холст, масло. 215 х 321. Государственный Русский музей), за которую художник получил звание профессора Академии художеств.
Масленица – один из самых древних и веселых праздников нашей страны, отмечаемый в течение недели перед Великим постом и сохранивший в своей обрядовой основе элементы дохристианской славянской мифологии. Праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, памяти ушедших и плодородию.
Живописец передал праздничную атмосферу развлечений шумной, веселой, многоликой городской толпы. Константин Маковский запечатлел подлинную галерею колоритных социальных типов. Здесь можно увидеть и выступающих артистов, и продрогшего молодого человека с кружкой сбитня в руках рядом с самоваром, и франта-модника, и малыша, закутанного поверх шубы в материнский платок, и богатую купеческую семью. Традиционное народное праздничное гулянье во время масленицы преобразило Адмиралтейскую площадь Петербурга, превратив ее в театральную сцену. Центр города ярко украшен красочными балаганами, деревянными каруселями, качелями, чайными лавками, флагами, лубками, гирляндами, афишами и вывесками. Скоморохи, шуты, артисты, клоуны, фокусники и акробаты задорно зазывают публику. Торговцы продают конфеты, пряники, орехи в сахаре. Художественный критик Владимир Стасов писал: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков». Существовало поверье, что если на масленицу не будет веселья, то весь год придется жить в горькой нужде.
В этом произведении ярко проявился главный талант художника: дар режиссера многофигурных композиций, который Константин Маковский совершенствовал на протяжении всей творческой деятельности.
Праздник масленицы также запечатлен в картинах Петра Грузинского «Масленица» (1880, Государственный Русский музей), Василия Сурикова «Взятие снежного городка» (1891, Государственный Русский музей), Бориса Кустодиева «Масленица» (1916, Третьяковская галерея) и других.