Гробман Михаил (род. 1939)
«Дружные ребята Виталий Комар и Алик Меламид»
1981
Размер - 18,1 x 10,9
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, коллаж, тушь
Инвентарный номер - НТ ГФ-436
Дар автора в 2012
Михаил Гробман – одна из заметных фигур московского андеграунда 1960-х годов. Художник и поэт, организатор выставок искусства русского авангарда, летописец художественной жизни. В 1971 году Гробман репатриировался в Израиль, где основал группу «Левиафан» и стал редактором одноименной газеты, а также журнала «Зеркало».
В начале 1980-х Гробман начинает активно использовать в своём творчестве такие артефакты, как полиграфическую продукцию, фотографии, объекты обихода и т.д. Чаще всего он применяет принцип коллажа – вырезает репродукции картин и фотографии из советских книг и журналов и сопровождает своими подписями, комментариями или вымышленными диалогами, ироничными, провокативными, а иногда издевательскими.
Представленная серия работ посвящена разным эпизодам из жизни советских диссидентов и знакомых художников-нонконформистов из московской среды. То есть Гробман создает на материале советского «эпоса» свой альтернативный «эпос», отсылающий к эстетике соц-арта.
Герои данного произведения – отцы-основатели соц-арта - художники Виталий Комар и Александр Меламид, с которыми Гробман подружился в конце 1970-х в эмиграции в Израиле. Текст гласит: «Дружные ребята из Московского техникума №3 комсомольцы Виталий Комар и Алик Меламид говорят о том, что Малевич – говно. Нью-Йорк, галерея Фельдмана. (в ящике сидит народный художник СССР – Александр Герасимов). 1980 год. Картина Б.Маркевича. 1954 год».
Сопровождающая картинка – репродукция черно-белой графики, выполненной в соцреалистской манере с изображением двух советских мальчиков, о чем-то рассуждающих. Художник Александр Герасимов, который, судя по надписи, находится в ящике – один из апологетов соцреализма как господствующего метода советского официоза. Хулиганская надпись «Хаю дую ду!» - транскрибирование английского “how do you do” (как дела?), а также упоминание галереи Фельдмана в Нью-Йорке, являются отсылками к художественной карьере Комара и Меламида в США.
Таким образом, Гробман конструирует сатирическую фантастическую ситуацию, где Алик и Виталик, заперев в ящике фронтмена соцреализма, сидят в галерее Фельдмана в Нью-Йорке и рассуждают о природе авангарда.