Михаил Гробман – одна из заметных фигур московского андеграунда 1960-х годов. Художник и поэт, организатор выставок искусства русского авангарда, летописец художественной жизни. В 1971 году Гробман репатриировался в Израиль, где основал группу «Левиафан» и стал редактором одноименной газеты, а также журнала «Зеркало».
В начале 1980-х Гробман начинает активно использовать в своём творчестве такие артефакты, как полиграфическую продукцию, фотографии, объекты обихода и т.д. Чаще всего он применяет принцип коллажа – вырезает репродукции картин и фотографии из советских книг и журналов и сопровождает своими подписями, комментариями или вымышленными диалогами, ироничными, провокативными, а иногда издевательскими.
Представленная серия работ посвящена разным эпизодам из жизни советских диссидентов и знакомых художников-нонконформистов из московской среды. То есть Гробман создает на материале советского «эпоса» свой альтернативный «эпос», отсылающий к эстетике соц-арта.
На листе «По Солженицынским местам. Могила Толстого» Гробман помещает цветную репродукцию, на которой сфотографирована могила Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне. Изображение сопровождается надписью: «По Солженицынским местам: могила известного русского писателя 19 века Льва Толстого в Ясной Поляне Тульской области, которую Александр Исаевич Солженицын посетил в ночь на 2.II.1981 года. Цветное фото с натуры».
Надпись изначально несёт вымышленную информацию и предлагает альтернативную историю. На деле знаменитый советский писатель и общественный деятель Александр Солженицын был выслан из СССР 13 февраля 1974 году и вернулся в Россию только в мае 1994 года. Дата, которую указывает Гробман – это дата создания работы. Однако любопытно, что Ясная поляна и Лев Толстой появляются в самом начале романа-эпопеи Солженицына «Красное колесо», который полностью будет опубликован только в 1990-е годы.