Портрет И.А. Морозова
Патрон шедевра
Серов Валентин (1865-1911)
Портрет И.А. Морозова
1910
Размер - 63,5 x 77
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.10872
Поступило из Государственного музея нового западного искусства (до 1918 года – в собрании И.А. Морозова). 1928
Иван Абрамович Морозов (1871–1921) – представитель одного из самых могучих купеческих кланов России в конце XIX – начале XX века. Морозовы – это не только текстильное производство, организованное с использованием новейших технологий, но и Московское философское общество, Художественный театр, онкологическая клиника на Девичьем поле, а также коллекция французской живописи, без которой немыслима история импрессионизма и постимпрессионизма.
Иван Абрамович – основательный, технически образованный (он окончил Политехникум в Цюрихе), взял в свои руки управление тверскими фабриками еще при жизни братьев. Но несмотря на то, что организация текстильного производства требовала постоянного внимания, вслед за братом Михаилом он стал страстным коллекционером живописи. Первыми его приобретениями были пейзажи К. Коровина, за ними последовали работы Левитана, Врубеля, Серова. Во второй половине 1900-х годов Морозов стал регулярно бывать в Париже, продолжив дело своего старшего брата по собиранию произведений новейшей французской живописи. Стремительность роста коллекции нисколько не противоречила обдуманности каждого шага собирателя. Ее отличала строгость выбора и некоторая сдержанность, но качество работ всегда было высочайшим. Это были, в частности, 17 работ Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Пейзаж в Овере после дождя» Ван Гога, «Купание на Сене» и этюдный портрет Жанны Самари Ренуара.
Особняк Морозова на Пречистенке стал вторым московским собранием новейшей французской живописи, которое не уступало коллекции Сергея Щукина. Комнаты на первом этаже были превращены в выставочные залы, при оформлении интерьеров были использованы работы Мориса Дени, Пьера Боннара и Аристида Майоля.
В 1908 году С.И. Щукин привел Морозова в мастерскую Матисса, популярность которого тогда только начинала расти. Коллекция Морозова пополнилась впоследствии рядом натюрмортов художника, на фоне одного из них («Фрукты и бронза»,1910, ныне в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина) и был написан Валентином Серовым портрет Ивана Абрамовича.