Парижские лошади (Першероны)
Патрон шедевра
Серов Валентин (1865-1911)
Парижские лошади (Першероны)
1909
Размер - 51 x 100
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш, мел, цветной карандаш
Инвентарный номер - Инв.26473
Лошади бредут неторопливо, степенно, так как воз, который они тащат, тяжело нагружен. День серый, дождливый, и сами они серой масти. Разве что синие хомуты да контрастные шоры яркими пятнами выделяются на серой бумаге. Впрочем, цвет возник только в нашем воображении и обусловлен знанием, как выглядят парижские першероны, потому что рисунок выполнен углем и мелом. Эта бумага и этот материал очень подходят рисунку. Изображены на нем першероны – тяжеловозная порода лошадей, которая была выведена в начале XIX века на северо-западе Франции, в местности Перш.
Изобразительное искусство знает случаи, когда картины создавались на спор. Так, Карл Брюллов уверил приятелей, что напишет большую историческую картину меньше чем за 20 дней. И выиграл спор, ибо картину «Смерть Инессы де Костер, жены португальского инфанта дона Педро» была создана за 17 дней. Но чтобы произведение было создано в результате дуэли, этому примеры не известны. Между тем рисунок Валентина Серова и монотипия его племянницы Нины Симонович-Ефимовой возникли как результат дуэли «на кистях», как выразился Серов.
История курьеза такова. Валентин Александрович в Париже работал над эскизами занавеса к балету «Шехеразада» для Русских сезонов, организованных С.П. Дягилевым. Нина Яковлевна с мужем и маленьким сыном тоже были в Париже, где она занималась у Матисса. Они были ярыми лошадниками, и Нине (ей казалось, что она знает о лошадях все) не понравилось, что Серов разъяснял особенности походки парижских тяжеловозов. Ответом на ее дерзкое замечание была колкость мэтра, и как результат – «дуэль», когда каждый должен был в присутствии секунданта – скульптора Ивана Ефимова, нарисовать першеронов. «Я, конечно, согласилась, хотя это ужасно глупо, нечего было принимать слова буквально, что я не хуже его рисую», – рассказала она в своих автобиографических записках. «Результат дуэли (диагноз ран), помню, таков: по признанию Ивана Семеновича и Серова, лучший рисунок, – бесспорно, Валентина Александровича, но способ изобразительный Валентин Александрович признал более подходящим по теме – мой».