Украшение красивого № 2
Патрон шедевра
Кошляков Валерий (род. 1962)
Украшение красивого № 2
1989
Размер - 143,5 x 89,7
Материал - оргалит, фотобумага
Техника - масло, эмаль, черно-белая фотопечать
Инвентарный номер - НТ О-359/1
Дар автора в 2012
На вертикальном планшете, между яркими большими пятнами зеленовато-голубой и серой эмали просматривается фотопортрет романтического юноши, устремившего свой взгляд в «светлую даль». В позе и выражении лица очевидна театральность, что вполне соответствует жанру фотографии, которая раньше использовалась для оформления фойе или фасада советского театра.
В основе двенадцати произведений из серии «Украшение красивого» Валерия Кошлякова – найденные объекты (objet trouvé) – фотографии, обнаруженные автором в Ростовском театре музыкальной комедии, где он работал художником с 1986 по 1989 год. Художник не скрывает своего умиления по поводу обретенных артефактов: «Портреты – провинциальные звезды. Моя коллекция, архив. Первый раз я их начал расписывать еще в Ростовском театре, как Уорхол (хотя тогда еще не знал его работ), я их украшал. Театр был мощный! Дурацкий, старинный. Ужас! С теми декорациями ростовскими, древними, бутафорскими. Все это было провинциально… Прекрасно!»
В конце восьмидесятых старый ростовский театр на десять лет практически прервал свою работу, но «являлся» во множестве выставочных проектов Кошлякова в России и Европе, листы с наклеенными фотографиями еще в бытность свою наружной рекламой театра выгорали на солнце, намокали под дождем. Кошлякову они достались с деформациями и следами затеков. Эффект старения, руинированности художник усилил слоями быстро пожелтевшего лака, срывами и царапинами на поверхности. Но затем решил возвратить планшетам парадность, покрыв их цветными пятнами масляной и эмалевой краски, наложив яркие мазки на аксессуары и детали костюмов персонажей.
Сквозь пятна и утраты проступает потерянная жизнь провинциального театра с атрибутами «музкомедии» – любовью, обманом, ревностью. И такие же узнаваемые типы и характеры запечатлены в актерских амплуа: герой-любовник, мечтательная юная дева, кокетка-соблазнительница, старый пройдоха, благородная дама. В серии «Украшение красивого» уже проявились черты будущих «классических» композиций автора, в которых образ неистребимой красоты проступает на ветхих, покрытых срывами, царапинами и затеками поверхностях.