В 1900-1902 гг. Валентин Серов принимал участие в создании иллюстраций для книги Николая Кутепова «Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII век». Для издания художник выполнил несколько произведений, посвящённых монархам XVIII века, в том числе картину «Петр I на псовой охоте» (Русский музей, 1902). Именно к ней относится сохранившийся рисунок карандашом «Борзая царской охоты» из собрания Третьяковской Галереи, в котором проявляются интерес и чуткость художника к животному миру.
Сюжет картины описывается на страницах книги Кутепова: Петр I, недовольный бахвальством бояр, предлагает им самостоятельно вести охотничьих собак. В результате борзые путаются в сворах, пугают лошадей и бросаются на всадников. Несмотря на яркость эпизода, в рисунке художника не интересуют подробности действа: он сосредотачивается на конкретном животном, стремится почувствовать и передать специфический темперамент борзой.
Талантливый анималист, Серов создает удивительно точное изображение собаки, используя минимум графических средств. Смещение центра композиции подчеркивает угловатость фигуры; условные, свободные, иногда путанные штрихи передают фактуру длинной, легкой шерсти. Приверженец линейного рисунка, Серов использует само пространство тонированного листа, а также точные удары мелом, чтобы отметить окрас собаки, очертить тени и пятна. Всего в нескольких деталях – приоткрытая пасть, поворот тела – художник дает специфическую характеристику породы и отмечает свойственные ей повадки.
Эта точность видения связана не только с талантом Серова-рисовальщика, но и невероятной любовью к животным. Так, в альбомах художника можно найти многочисленные изображения зверей – собак, лошадей, львов, обезьян. Он с удовольствием проводил часы в зоологических садах, а в письмах жене даже признавался, что они радуют его не меньше, чем «чудные картины в галереях».