«Истинный артист, богема, романтик» – так называли современники выдающегося русского художника Константина Алексеевича Коровина (1861–1939). Увлеченность, с которой мастер создавал свои произведения, была проявлением восторженной натуры художника. Новаторство его живописной манеры закрепило за ним звание первого русского импрессиониста. Россыпью многоцветных мазков написаны художником крымские и французские пейзажи, во всей своей лирической прелести запечатлены им виды столь любимой русской природы. Через ритм красочных пятен или, напротив, нежнейшую палитру он стремился придать музыкальное звучание своим полотнам.
На портрете Коровин запечатлен в своей мастерской в Пименовском переулке другом Валентином Серовым. Несвойственная художественному почерку Серова манера исполнения картины близка живописному стилю Коровина – в этом кроется особый замысел автора, желавшего создать своего рода добрую пародию. Непринужденная поза, растрепанные волосы, торчащие края рубашки – внешний облик, верно схваченный и переданный мастером, вторит многочисленным строкам воспоминаний о Коровине его современников. Интересно и колористическое решение портрета – яркие цветовые акценты белого, красного и черного резко выделяются на фоне серой стены мастерской с развешенными небольшими этюдами.
На протяжении всей жизни художников связывали совместные поездки, общение и искреннее уважение к таланту друг друга. По воспоминаниям Александра Головина: «Серов относился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом. Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладал поразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником».
Испытывая глубокую привязанность, высоко оценивая талант и личность Серова, Коровин отказался даже от празднования своего 50-летия в 1911 году в связи с неожиданной смертью друга.