Кошляков Валерий (род. 1962)
Капитель
1992
Размер - 288 x 178
Материал - гофрокартон
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ О-375
Дар автора в 2012
С самого начала своей творческой деятельности Валерий Кошляков, вышедший на художественную сцену в конце 1980-х годов в Ростове-на-Дону как участник неофициального сообщества «Искусство или смерть», а позже присоединившийся к кругу московской галереи в Трёхпрудном переулке, сохранял удивительную для его довольно радикально настроенных коллег по цеху безусловную приверженность искусству живописи, которому он не изменяет по сей день. Еще неожиданнее для повестки актуального искусства того периода выглядела увлеченность Кошлякова образами античной классики, роднящая его, скорее, с произведениями европейских художников второй половины XVIII века, например Юбера Робера, изображавшего не только виденные им, но и воображаемые руины древних сооружений.
Под впечатлением от архитектуры Древнего Рима, знакомой ему на тот момент лишь по иллюстрациям в книгах, Валерий Кошляков выработал собственный формат архитектурных видов-фантазий, ставших для творчества художника хрестоматийными. Часто художник, отталкиваясь от образов конкретных сооружений, создает свою архитектуру, универсальную и синтетическую, не имеющую точного адреса и всегда пребывающую в безвременье, в пространстве вечности. «Все эти здания переживут нас с вами. Что же здесь прошлое для нас, временных на земле? Все состоялось до человека и будет после него», – говорит автор.
Панно «Капитель» – крупномасштабное изображение фрагмента колонны коринфского ордера. Изящную архитектурную деталь художник пишет на листе упаковочного картона – материала бросового и недолговечного. В свободной живописной манере быстрыми мазками краски, образующей подтеки и сгустки, мастер очерчивает обобщенные формы деталей капители. Сам автор сравнивает вибрирующую живопись своих произведений с поверхностью «матовой, фресковой, которая утрачена, а потом опять записана». Срывая верхние слои картона, делая многочисленные прорывы и царапины, художник в процессе создания сразу «руинирует» произведение, которое становится таким же артефактом прошлого, как и изображенные осколки античной архитектуры.