Серов Валентин (1865-1911)
Писатель Михаил Алексеевич Кузьмин за завтраком. Шарж
1907
Размер - 18,4 x 18,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.9949
Поступило из Главмузея, Москва. 1927
Это шарж на блистательного литератора (поэта, прозаика, драматурга, переводчика, критика) и композитора Серебряного века Михаила Кузмина. Его портреты не единожды рисовал Константин Сомов, писали Александр Головин, Юрий Анненков и Николай Радлов. Серов изобразил человека, о внешности которого с восторгом писал Максимилиан Волошин, подчеркивая его, Кузмина, «бесспорно античную подлинность»: «Он мал ростом, узкоплеч и гибок телом, как женщина… У него прекрасный греческий профиль, тонко моделированный и смело вылепленный череп… Такой профиль можно видеть на изображениях Перикла и на бюсте Диомеда… Без сомнения, он молод <…> и, рассуждая здраво, ему не может быть больше 30 лет, но в его наружности есть нечто столь древнее, что является мысль, не есть ли он одна из египетских мумий, которой каким-то колдовством возвращена жизнь и память…»
О себе Кузмин в дневнике писал: «Мой вид. Небольшая выдающаяся борода, стриженные под скобку волосы, красные сапоги с серебряными подковами, парчовая рубашка, армяки из тонкого сукна в соединении с духами, румянами, подведенными глазами, обилие колец с камнями, мои “Александрийские песни”, музыка и вкусы – должны производить ошарашивающее впечатление».
Создание этого шаржа связано с тем, что, по мнению Валерия Брюсова, портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всею жизнью, всеми утаенными от других переживаниями. Следует помнить, что шарж в искусстве – это неправдоподобное преувеличение в обрисовке лица или события, и является разновидностью карикатуры. Когда при создании портретов Валентина Александровича упрекали в шаржировании, он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват. Я только высмотрел, подметил».
Изображение строится напряженными быстрыми линиями, создающими контур преувеличенно невысокой фигуры. Торопливыми энергичными штрихами эмоционально декорируются волосы, продуманно утрированы нарисованные кисти рук – все это делает малоизвестный шарж Валентина Серова блестящим образцом графики эпохи модерна.