Крестьянский дворик
Патрон шедевра
Серов Валентин (1865-1911)
Крестьянский дворик
1886
Размер - 54,5 x 67,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5538
Поступило из собрания В.О.Гиршмана. 1917
Забота о содержании семьи вынуждала Валентина Серова постоянно трудиться над заказными портретами, что превращало его в восприятии современников в портретиста по преимуществу. Лишь в редкие свободные минуты он имел возможность отдохнуть с этюдником на природе и выйти за рамки одного жанра. Чаще всего это случалось, когда художник навещал своих родственников фон Дервизов в Домотканове Тверской губернии. В Домотканове Серов открыл для себя поэзию деревенского пейзажа. Здесь он написал такие шедевры, как “Октябрь. Домотканово” (1895), “Баба в телеге” (1896, Государственный Русский Музей), “В деревне. Баба с лошадью” (1898).
Однако всем этим хорошо известным произведениям мастера предшествовал “Крестьянский дворик”, написанный в 1886 году в селе Едимоново, расположенном в Тверской губернии на берегу Волги. В этом и последующем году здесь обосновалась Валентина Серова — мать художника, погруженная в работу над воспоминаниями о своем супруге, композиторе Александре Серове. Вскоре к ней присоединился Владимир Дервиз, сняв комнату в доме местного священника. Тогда же в едимоновской церкви друг художника венчался с Надеждой Симонович. Собравшись вместе, единомышленники наслаждались жизнью на природе и просветительской деятельностью среди крестьян.
«Крестьянский дворик» был написан, когда Серову исполнился всего 21 год. Однако наряду с поздними работами мастера он завораживает «гармонией красок, гибкостью мазка, благородной виртуозностью техники». С особым блеском начинающему художнику удалось передать эффект проникновения солнечных лучей в темное пространство сарая. Потоки света освещают внутренность постройки с акцентом на женской фигуре, занятой неспешным повседневным трудом. В произведении уже отчетливо прозвучала тема приятия обыденной, немного грустной и монотонной крестьянской жизни. Именно такие будничные полужанровые сюжеты позволили Игорю Грабарю назвать художника «крестьянский Серов».
Наметившаяся в произведении тенденция сближения разных жанров и умение передать любовь к русской деревне в дальнейшем нашли продолжение в творчестве мастеров объединения «Союз русских художников».