В 1894 году Савва Мамонтов, получив разрешение на проведение железнодорожной ветки до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, намеревался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Для этой цели он на свои средства организовал поездку на Север Константина Коровина, а вместе с ним туда отправился и Валентин Серов.
Путешествие продолжалось чуть более трех недель. Сначала участники экспедиции плыли по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а затем отсюда на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда - поездом вернулись в Петербург. Поездка оказалась важной для творчества обоих, как и для русского искусства в целом, открыв новую интересную тему. В начале октября 1894 года Мария Мамонтова сообщала Илье Остроухову: «Коровин и Серов возвратились с Севера. Зябли, голодали, а все-таки написали массу этюдов».
Друзья всегда были вместе и писали практически одни и те же сюжеты: бухты, рыбацкие причалы, фактории, суровый океан, как бы покрытый, по словам Коровина, темным шелком. Высадившись с парохода на землю в бухте Трифона Печенгского, художники имели возможность написать пейзажи на суше. Обоих изумил открывающийся глазам величественный вид на скалистый противоположный берег бухты, но еще более - спускающиеся близко к океану чудного серого цвета избы. Именно этот мотив Серов постарался запечатлеть в своем этюде, а Коровин изложить в рассказе «На Севере диком». Последнего монохромный Север увлек на короткое время, позволив создать прекрасные произведения в палитре благородных жемчужно-молочных и серо-пепельных тонов. Для Серова разработка тончайших нюансов одного цвета оставалась преобладающей задачей на протяжении всего творчества.
Небольшая работа «На Мурмане. Бухта Трифона Печенгского» выполнена в манере a la prima, когда художник без подготовительного рисунка быстрым движением уверенной руки послушной кистью строит формы предметов. Сложно разработанная цветовая гамма серовато-голубых и зеленовато-охристых тонов составлена так, что вызывает ассоциации музыкального и поэтического свойства.
Подобные произведения северной природы стали притягательными для молодых художников московской школы живописи, организовавших в 1903 году творческое объединение «Союз русских художников». Союзники воспользовались найденной Коровиным и Серовым цветовой гаммой и стали применять ее в мотивах ранней весны, последнего снега, первых заморозков.