Серов Валентин (1865-1911)
Диана
1911
Размер - 43 x 27
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, акварель, тушь
Инвентарный номер - Инв.11308
Поступило из Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, Москва. 1929
В 1911 году Валентин Серов, помимо работы над заказными портретами, с радостью погрузился в осуществление нового замысла – создание декоративных панно для дома В.В. Носова. Трудно сказать, насколько справился он с этой своей композиционной задачей, оставшейся только в эскизах, но последние дают представление об общем характере задуманного декора. Его тема снова мифологическая – Диана, превращающая Актеона в оленя.
Рассматривая первые графические наброски-эскизы Валентина Серова для декоративных панно в особняке В.В. Носова (1911), невольно ловишь себя на мысли о том, что будто складываешь пазл. Вот карандашная почеркушка, изображающая купающуюся Диану. Вот такой же набросок, но подцвеченный акварелью. А данный лист – новый аспект решения уже знакомого сюжета.
Никаких подруг нимф тут не наблюдается. В центре – царственная Диана в полный рост с луком и стрелами. Задрапированная легкой тканью короткого хитона, она уподоблена статуе, тем более что под ее ногами просматривается стилизованный пьедестал. В этом пьедестале соединены ионические валюты с вертикалью ствола, уподобленного пальмовому. И все это нарисовано быстро, легко, почти небрежно.
Плоскость, где изображена Диана, по форме напоминает усеченный ромб: его боковые углы скрадывают изящные фигуры оленей. Хорош прописанный умброй жженой (то есть коричневым цветом) левый олень. Мощный, с красивыми ветвистыми рогами, он монументален, при этом чуть подвижен: левая передняя нога согнута в колене. А вот животное справа не столь рельефно, светлее по цвету и, если бы не ветвистые рога, можно было бы в нем увидеть любимую серну богини. Если подобное предположение верно, значит, левый олень – превращенный в него Актеон.
Бумага слегка подцвечена голубой акварелью (небо), где оставшаяся нетронутой белизна листа уподобляется облакам. Сверху над Дианой появилась графическая вязь, имитирующая свод пещеры, где разворачивается драматический эпизод, описанный в «Метаморфозах» Овидия.