В жизни Серова усадьба Абрамцево сыграла огромную роль, став для него почти родным домом. Душевным теплом Елизаветы Григорьевны и Саввы Ивановича Мамонтовых согревались здесь художники двух поколений – Поленов, Репин, Васнецов и так называемая «молодежь» той поры: Врубель, Серов, Нестеров и многие другие. Здесь же Серов познакомился с Остроуховым и Коровиным, ставшими его лучшими друзьями. Творческая атмосфера, царившая в уютном подмосковном имении, с рисовальными вечерами, чтением вслух, совместной работой на пленэре, увлечением русской историей и собиранием памятников старины, игрой в «живые картины», вдохновляла и во многом воспитывала молодого художника. Абрамцевские будни дополнялись весельем домашних театральных постановок, в которых Серову порой не было равных. «Обольстительно плясал как танцовщица», – писал в своем дневнике Савва Мамонтов о сценическом успехе Серова в пьесе «Черный тюрбан». В просторной столовой абрамцевского дома 22-летний Серов написал портрет Верочки Мамонтовой, известный под названием
«Девочка с персиками» (1887). Нежную преданность и любовь к семейству Мамонтовых художник сохранит навсегда.
В 1886 году Серов написал небольшой этюд, изображающий церковь Спаса Нерукотворного, построенную в Абрамцеве по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова в 1881–1882 годах. Серов берет точку изображения снизу вверх. Широким мазком мастер намечает сугробы, спокойным движением кисти прописывает падающие на них синие тени от кустарников. Ослепительный на солнце снег, белоснежные стены церкви художником оттеняются ветвями деревьев. С присущим Серову даром колориста он, используя всего несколько красок, создает очень живой и насыщенный по цвету этюд.