Греция, как колыбель искусства, приоткрылась Валентину Серову в своей первозданности, когда он вместе с Леоном Бакстом в 1907 году совершил туда поездку, с наслаждением погрузившись в мир античной мифологии и соотнося ее с природой и жизнью современной страны.
И хотя за много лет до этого он уже разрабатывал тему картины «Ифигения в Тавриде», а в 1902 году у него даже были планы оформить греческие залы Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. A.С. Пушкина), только после путешествия в Грецию стремление создать монументальные произведения, где бы жил мир и дух Эллады, для него стали очевидны. Синтез различных видов искусства и поиски в области монументальных форм – интересная творческая задача, которую художник решил осуществить, приняв предложение создать росписи особняка Носовых в Москве.
Представленный большой горизонтальный рисунок – один из эскизов неосуществленной Серовым росписи центральной стены столовой в доме, реконструированном И.В. Жолтовским, над которыми художник работал в 1910–1911 годах. Кроме него, к оформлению интерьеров были привлечены, по свидетельству С.Р. Эрнста, М.В. Добужинский для росписи аванзала, гостиную предполагалось поручить К.А. Сомову, небольшой кабинет – А.Н. Бенуа, что для того времени было обычным явлением. Ведь оформили художники в 1902–1903 годах особняк в Петербурге, видя в этом возможность соединить монументальное и прикладное искусство под одной крышей.
Выбрав сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, Серов со вниманием и ответственностью подошел к работе. Множество эскизов и набросков с вариантами росписи заполнили его альбомы. Замысел заключался в создании трехчастной композиции, разделенной своеобразными членениями. Художник разрабатывал несколько тем: «Диана и Актеон», «Аполлон и Артемида, избивающие детей Ниобеи», и данный многоплановый по сюжетным линиям мотив, где встречаются Эрот, Аполлон и Дафна с Венерой и Диана с Актеоном.
Сегодня по рисунку, выполненному обобщенной, уверенной линией, сложно определить всех персонажей композиции. Но виртуозность исполнения: ритм стоящих и сидящих персонажей, декоративное обрамление каждой части триптиха, гармоничное сочетание фигур со световоздушной средой, в которой они даны, – все делает рисунок выразительным и запоминающимся.