Серов Валентин (1865-1911)
Флоренция
1904
Размер - 49 x 32,6
Инвентарный номер - Инв.11301
Пост. в 1929 из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова, Москва. Ранее собрание И.С.Остроухова, Москва
Пейзажей у Валентина Серова значительно меньше, чем портретов, а среди них городских пейзажей – совсем мало. Отсюда и пристальное внимание к каждому из них.
С середины апреля по конец мая 1904 года художник с женой Ольгой Федоровной совершал поездку по Италии, побывав в Риме, Венеции, Падуе, Ровенне, Неаполе, Сорренто и Флоренции.
Из номера отеля во Флоренции хорошо видна верхняя часть «Колонны Справедливости», которую когда-то привезли из Терм Каракаллы в Риме. А статуя Справедливости была создана и водружена позднее, в 1581 году, в эпоху маньеризма. Колонна и сегодня считается самой высокой и красивой в городе. Акварель, написанная с натуры, позволяет увидеть, как она, став выразительной вертикальной доминантой листа, позволяет художнику легко и свободно «увести» небольшую улицу Торнабуони, названную именем богатейшего семейства города, к реке Арно, чей фрагмент просматривается в глубине листа.
Теплый свет весеннего солнца окрашивает дворец, храм и часть улицы золотистым цветом, который выразительно оттеняют светло-голубые тени. Как контраст громкого и тихого, сладкого и кислого, теплого и холодного, так и чередование преображенных солнцем сооружений и их же несущие легкую тень стены составляют ненавязчивый музыкальный речитатив.
Серова хотя и не радовала система обучения в Академии художеств (из своих преподавателей он ценил только П.П. Чистякова), он усвоил практикующуюся в ней манеру работать «по сухому». Лист бумаги не следовало обильно увлажнять, достаточно было воды, набранной кистью. Поэтому в данной работе нет особых артистических затеков краски. Зато четко определены границы света и тени, а сдержанное цветовое решение оживляется вводом мягкой зелени в плащ скульптуры.
Импрессионистическое начало просматривается не в дробности мазка или вибрации воздуха. Здесь есть легкость и подвижность кисти, рожденные ярким впечатлением.
Что же касается огромного творческого наследия Валентина Серова, то его путь в искусстве позволил ему сказать: «Я не портретист, я – просто художник».