Фотография «Здание Выборгской пожарной части» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Здания сооружались из функциональных объемов, внешняя эстетика подчинялась назначению помещений. Излишеств декора не было, присутствовали лишь детали, подчеркивающие экспрессию объемов и характерные элементы стиля. Унификация архитектурных форм стала одним из направлений деятельности зодчих периода конструктивизма.
На фотографии – вид с Лесного проспекта на здание Выборгской пожарной части. Сооружение было типовым. По проекту архитекторов Г.А. Симонова и И.Г. Капцюга в 1930-е годы в Ленинграде были построены три пожарных депо – на Лесном проспекте, 17, Загородном проспекте, 56 и Приморском проспекте, 12. Состоящее из сочлененных прямоугольных объемов здание имеет вертикальную доминанту – колокольню, окрашенную в темный тон. Башня прорезана небольшими полосами узких ленточных окон. На фасадах двух горизонтальных корпусов ленточное остекление имитировано путем окраски простенков в темный тон. Гаражный корпус, крыша которого образует просторную террасу, и башню-колокольню завершают решетчатые парапеты, популярные у архитекторов в 1920-е годы.
Выборгская пожарная часть – одна из старейших в городе; 11 пожарных команд были созданы по высочайшему императорскому указу в 1803 году. Располагалась она на Малом Сампсониевском проспекте, 6, в 1930 году переехала в новое депо на Лесной, 17. В 1998 году по проекту скульпторов В.С. Новикова, Э.Р. Озоля и Е.Г. Кузнецова перед зданием части была воздвигнута стела, посвященная мужеству пожарных.