Фотография «Дом Общества бывших политкаторжан. Вид на два крыла главного корпуса» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Оно шло по двум направлениям – возведение жилмассивов, то есть кварталов домов, состоящих из отдельных квартир с минимумом удобств, но находящихся рядом с объектами инфраструктуры, и создание домов-коммун, где обобществление быта было почти тотальным. Формированию нового жизненного уклада жильцов – социалистического коллективизма вместо буржуазного индивидуализма – способствовал основной принцип, заложенный в основу проектов домов-коммун – ликвидация в жилых ячейках нежилой площади и использование освободившейся кубатуры для создания общественных пространств внутри здания. Дом-коммуна Общества политкаторжан, построенный в 1929–1933 годах по проекту архитекторов Г.А. Симонова, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова, был элитным. Он отличался от прочих, построенных из самых дешевых материалов, с очень маленькими жилыми ячейками, без звукоизоляции и ванных комнат, тем, что предназначался для почетного контингента жильцов – бывших узников царизма, на быте которых не экономили. В настоящее время внешний облик треугольного в плане здания, выходящего на Троицкую площадь, Петровскую набережную и Петровскую улицу, почти не изменился. Дом вмещает 200 квартир.
На фотографии – вид на два крыла здания. Левое, семиэтажное, сложно сопрягается при помощи навеса на тонких столбах и оформляющих угол здания балконов с правым, шестиэтажным. В левом крыле располагаются отдельные трехкомнатные квартиры с ванными комнатами. В правом – коридорная система и двухкомнатные квартиры. По проекту, в доме не было кухонь, их заменяли шкафы-ниши, где готовая еда только разогревалась. В подвальном помещении и на первых двух этажах здания находились столовые, гостиные, детские комнаты, Музей каторги и ссылки, библиотека, прачечная и распределитель продуктов. На снимке видны окна ленточного остекления нижних этажей, благодаря которому всё сооружение будто парит над землей.
Семьи меньшевиков, эсеров, народовольцев и представителей других политических партий, получившие в 1933 году квартиры в доме Общества политкаторжан, были выселены из него в 1935 году после ликвидации Общества, на средства которого дом и был построен. Более полусотни жильцов были арестованы. Память о трагических судьбах погибших во время сталинских репрессий сохранена на памятной доске.