Фотография «Студенческий городок Политехнического института. Корпус вдоль Парголовской улицы» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Возведение кварталов для рабочих не в исторической застройке, а на пустующих пространствах давало архитекторам размах и свободу творчества.
Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Оно шло по двум направлениям – создание домов-коммун, где обобществление быта было почти радикальным, и возведение жилмассивов, то есть кварталов домов, состоящих из отдельных квартир с минимумом удобств, но находящихся рядом с баней, столовой, прачечной, детским садом и школой, спортивной площадкой, домом культуры. Транспортные магистрали задумывались сразу. Строитель социализма не должен тратить много времени на дорогу до предприятия, отвлекаться на быт, уход за детьми, выбор мест и способов проведения досуга. В начале 1930-х годов сформировался архитектурный ансамбль Лесного проспекта на Выборгской стороне. Он состоял из жилых массивов, примыкавших друг к другу, созданием которых занимались разные проектные организации. Все здания были построены в модном тогда конструктивистском стиле.
На участке между Лесным проспектом, улицами Харченко, Кантемировской и Парголовской в 1929–1933 годах по проекту архитекторов С.Е. Бровцева, А.В. Петрова, М.Д. Фельгера и инженера К.В. Сахновского был построен студенческий городок Политехнического института. Он включал инфраструктуру жилмассива – детский сад, клуб, фабрику-кухню, механическую прачечную, спортивную площадку, но семь пятиэтажных жилых корпусов были комнатного, а не квартирного типа, что характерно, скорее, для домов-коммун.
На фотографии – симметричное здание с монументальной трехпролетной аркой высотой в два этажа. Арки домов студенческого городка располагаются по осям симметрии квартала. Само же здание, по замыслу архитекторов, должно напоминать величественные пропилеи, за которыми открывается анфилада дворов. Широкие окна с темными промежутками имитируют ленточное остекление – один из приемов конструктивизма.