Школа № 68 имени 10-летия Октября. Вид с проспекта Стачек. Ленинград
Патрон шедевра
Андреевский Леонид (1894-1938)
Школа № 68 имени 10-летия Октября. Вид с проспекта Стачек. Ленинград
1934
Размер - 16,1 x 23,6
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-359
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Школа № 68 имени 10-летия Октября. Вид с проспекта Стачек» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Жилмассивы обладали развитой инфраструктурой, включавшей бани и прачечные, фабрики-кухни и универмаги, дома культуры и стадионы, детские сады и школы. Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание с детства формировалось в соответствии с правильной политической доктриной. Школы нового типа, рассчитанные на тысячи мест и новаторские программы, появились в рабочих районах Ленинграда в конце 1920-х – начале 1930-х годов.
Первое школьное конструктивистское здание было построено в Ленинграде на проспекте Стачек по проекту архитекторов А.С. Никольского и Л.В. Крестина в 1925–1927 годах. Школа на 1000 мест, открытая к 10-й годовщине революции, стала одноименной этому событию. В создании сооружения были применены принципы функционального зонирования. Построены отдельные корпуса для младших и старших классов, выделены в отдельный блок крупные помещения – столовая, читальные и актовый залы. Проект был ориентирован на реализацию нового метода лабораторно-бригадного обучения – в здании были размещены лаборатории, мастерские, кабинеты. Функционально обоснованная структура подчинялась плану, в основу которого архитекторы заложили изображение символа государства – серп и молот.
На фотографии – вид на дугообразный корпус старших классов, фланкирующий небольшую площадь на пересечении проспекта Стачек и Тракторной улицы. Школа возводилась одновременно с жилмассивом Тракторной улицы и была ее архитектурной доминантой. Угловые соединительные арки жилмассива пластически перекликаются с дугой центрального корпуса. Башня с обсерваторией ориентирована по оси улицы и замыкает ее перспективу. Окраска в два цвета подчеркивает напряженную динамику архитектурных объемов.