Жилые дома по проспекту Стачек. Вид из сада. Ленинград
Патрон шедевра
Андреевский Леонид (1894-1938)
Жилые дома по проспекту Стачек. Вид из сада. Ленинград
1934
Размер - 17,2 x 23,6
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-361
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Жилые дома по проспекту Стачек. Вид из сада» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось о том, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века являлась одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки, и была важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография является объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители различных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красной дорики», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий общность стиля. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Возведение кварталов для рабочих не в исторической застройке, а на пустующих пространствах давало архитекторам размах и свободу творчества.
Работы по проектированию Московско-Нарвского района проводило Бюро планировки Ленинграда, возглавляемое архитектором Л.А. Ильиным. Была решена сложная задача размещения жилых кварталов в непосредственной близости от предприятий. Важными условиями были соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное расположение объектов инфраструктуры и транспортных развязок. Проект получил высокую оценку. Он демонстрировался в советском павильоне на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году.
Застройка двух участков – Крыловского (Тракторная улица) и Серафимовского (проспект Стачек) – проводилась в 1925–1928 годах по проектам Бюро Стройкома, возглавляемого архитектором Г.А. Симоновым, в которое входили ведущие мастера ленинградского авангарда А.И. Гегелло и А.С. Никольский. Зодчие придали домам для рабочих присущие конструктивизму признаки, простые геометрические формы основных объемов, минимум внешнего декора, сдвинутые, разнообразно объединенные выступающие элементы фасадов, большие оконные проемы.
Квартал жилых домов по проспекту Стачек, № 22 и Тихомировской улице, № 11 сильно пострадал во время Великой Отечественной войны и был перестроен в 1954 году. На фотографии – вид из «Сада 9 Января» на типовые жилые дома с гладкими фасадами и светлыми ризалитами входных групп. Угловые части зданий завершают параболические наземные эркеры, ставшие отличительным знаком жилых сооружений Серафимовского участка. Архитекторы отказались от характерных для конструктивизма плоских крыш в пользу скатных. Парк, называвшийся в середине 1920-х годов «Садом памяти жертв расстрела 1905 года», был заложен в 1 мая 1920 года. Благоустройство и планировка была выполнена по проекту садовода Р.Ф. Катцера. Во время блокады Ленинграда деревья были вырублены. В настоящее время «Сад 9 Января» восстановлен.