Комета
Патрон шедевра
Инфанте-Арана Франциско (род. 1943)
Комета
1965
Размер - 50 x 33,3
Материал - бумага
Техника - гуашь, темпера
Инвентарный номер - НТ ГФ-74
Поступило от ГИАХиЛМЗ "Царицыно". 2002
Франциско Инфанте – художник, чья творческая практика отличается исключительным многообразием. Созданные на стыке науки и изобразительного искусства объекты, перформансы, проекты оформления общественных пространств и знаменитые фотосерии «артефактов» воплощают романтический подъем 1960-х годов, вызванный первым полетом в космос. Они последовательно развивают темы, захватившие Инфанте еще в юности, – устройство Вселенной, бесконечность, движение.
Инфанте, прошедший традиционную школу академического искусства, сначала интуитивно, а после знакомства с произведениями художников русского авангарда – вполне осознанно сделал выбор в пользу языка геометрической абстракции, которому остается верен по сей день. В 1962 году он стал одним из основателей группы художников-кинетистов «Движение», участники которой в сотрудничестве с инженерами и архитекторами реализовали сложнейшие кинетические конструкции и проекты украшения городских площадей, соединив язык абстрактной планиметрии с движением, светом и звуком.
Однажды во время отдыха на Чёрном море у художника, наблюдавшего звездное небо, появилась мысль, что и созвездия могли бы выстраиваться в строгие геометрические фигуры. Эта мысль казалась художнику созвучной амбициозным идеям конструктивистов о возможности преобразования окружающего мира силами искусства. Однако, сознавая недоступность для него космического пространства, автор с иронией подчеркивает преимущество воображения художника перед обреченными на неудачу утопическими инженерными проектами. Так, в появившейся в 1965 году серии «Проекты реконструкции звездного неба» Инфанте обозначает свою позицию как наблюдателя и «редактора», превращающего видимые на небосклоне звезды в каббалистические знаки или геометрические фигуры. В это время у художника появилась своя мастерская на пятом этаже, из окна он наблюдал темное небо, на фоне которого кружевом прорисовывались ветви растущих перед домом деревьев.
По словам художника, в силу огромной удаленности объектов в космическом пространстве зрение человека воспринимает их как плоское изображение, уподобляя небо листу бумаги, позволяя фантазии зрителя соединять звезды в подобие фигур. Для листов из серии «Проекты» Инфанте выбирает традиционную форму: тщательно проработанное, детализированное изображение напоминает техникой исполнения архитектурную графику. Фон для созвездий, контрастно намеченных белым, остается практически неизменным для всех листов серии – темно-синее небо с ветвями деревьев в нижней трети композиции, что еще более уподобляет серию «проектной документации», соединяя лирический взгляд Инфанте-художника с точным математическим расчетом.