Крест
Патрон шедевра
Инфанте-Арана Франциско (род. 1943)
Крест
1979
Размер - 240 x 144
Материал - дерево, металлизированная лавсановая пленка
Инвентарный номер - НТ О-187
Дар автора. 2003
«Занимаясь кинетическим и геометрическим искусством, я полагал, что искусство непременно станет техникой», – пишет о своих творческих установках 1960-х годов один из лидеров этого международного направления в нашей стране Франциско Инфанте. Как будто в доказательство этой гипотезы художник работает над проектами движущихся конструкций и оформления общественных пространств совместно с инженерами и архитекторами в составе группы «Движение», а позже – созданной им группы «АРГО».
В середине 1970-х годов Инфанте, увлекшись идеей выявления синтетической формы, возникающей на стыке природного и технического, формулирует концепцию художественной системы «артефакта» – предмета «второй природы», созданного рукой художника и действующего на равных с природным окружением. Обращаясь к опыту художников-супрематистов, Инфанте задает «артефактам» (как правило, это объекты из зеркал или металлизированной пленки, цветного картона и т.д.) строгую геометрическую структуру. В результате взаимодействия объекта и природной среды появляется серия фотографий, ставших уникальным жанром художественной практики в советской и российской культуре.
«Крест», предмет «второй природы», был создан для съемки одной из самых известных фотографических серий художника – «Очаги искривленного пространства» (1979). Объект представляет собой обтянутый лавсановой металлизированной пленкой каркас в форме составленного из квадратных секторов креста. Форма объекта сконструирована художником таким образом, что составляющие ее фрагменты расположены под разным наклоном. Зеркальная поверхность помещаемого в природную среду объекта (Инфанте использует систему практически невидимых подвесов) демонстрирует пространства с соответствующими искажениями, находящиеся вне поля зрения смотрящего. Заведомая искусственность «предмета второй природы» неожиданным образом растворяется в естественной среде, выявляя сюрреалистический эффект комбинированного пространства: центральное смысловое и визуальное поле автор как бы предоставляет потоку случайностей, которыми становятся игра бликов, сменяющие друг друга отражения на зеркальной поверхности объекта и сама его зыбкая форма. В этом сложном синтетическом пространстве художник определил и собственное положение. Сравнивая место взаимодействия артефакта и природы с игровым полем, художник ощущает себя его эпицентром: «…через него, как через магнитный сердечник, проходят все силовые линии» запечатленной картины.